ДОП Аистёнок

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Аистёнок»
Художественной направленности для детей 1-2 лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитатель
Урпина Гульчехра Садыковна
Возраст обучающихся: 1-2 лет
Срок реализации программы: 4 месяца

Великий Новгород
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа
«Аистёнок»
имеет
художественную
направленность
ознакомительного уровня и разработана на основе программы по воспитанию,
обучению и развитию детей до трех лет «Кроха», допущенную Министерством
образования и науки Российской Федерации. Автор: Г. Г. Григорьева. Москва
«Просвещение» 2004 г.
Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования
и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом
требований Положения о порядке оформления программ дополнительного
образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также
в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ
от 19.10,06 № 06-1616.
Педагогическая целесообразность программа обусловлена тем, что
пребывание малышей вместе с родителями на занятиях позволяет педагогам
подготовить ребенка к преодолению ряда трудностей в адаптационный период, а
также оказать консультативную помощь родителям, т.к. многие из них чувствуют
себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не
подозревают о необходимости раннего воспитания ребенка и относятся к этому без
должного внимания.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент,
так как обеспечивает комплексное развитие ребенка раннего возраста при активном
участии родителей. В программе учтены основные ценности и цели развития детей
раннего возраста, требования ФГОС ДО. Программа отвечает особенностям
психофизиологического развития детей от 1 года до 3 лет жизни и желания
родителей адаптировать своих малышей к условиям детского сада.
Цель:
•
обеспечение успешной социализации детей младенческого возраста в
социуме;
•
стимуляция развития у детей познавательных процессов, активизация
развития речи как
основного средства познания окружающего мира;
•
создание условий для овладения родителями системой знаний,
направленных на
выявление потенциала ребенка и развитие способностей детей дошкольного
возраста через совместные виды деятельности;
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:
• расширить положительный эмоциональный настрой детей младенческого
возраста на совместную с воспитателем и родителями работу;
• расширить представления детей об особенностях внешнего вида и образа
жизни животных, их голосах и звуках, издаваемых ими, повадках и пиши;
• освоить представления о цвете, величине;
• расширить запас понимаемых слов и обогатить словарный запас малыша;
• освоить элементарные правила: правильно пользоваться игрушками,
последовательно выполнять необходимые игровые действия, играть вместе, не
толкая друг друга;
• научить внимательно слушать стихи, сказки, песенки, потешки;
• научить различать и находить игрушки по просьбе взрослого.
Развивающие:
• развить интерес к совместным со сверстниками предметно - игровым
действиям;
• развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять
подготовительную работу по овладению активной речью;
• развить мелкую моторику - движений кисти и пальцев рук;
• развить умение различать предметы по величине, цвету;
• развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, слуховое
восприятие, координацию движений.
Воспитательные:
• воспитывать
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать бережное отношение к игрушкам, вызвать эмоциональный
отклик от совершенных действий;
• воспитывать желание слушать и понимать доступные по содержанию
народные песенки, потешки, сказки.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
модифицирована для реализации в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении МАДОУ № 52 «Детство , ориентирована: на детей:
- развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении
навыками общения и совместной игры с другими детьми и родителями;
- развивать познавательную активность малыша;
- совершенствовать крупные и мелкие движения ребёнка;
- стимулировать развитие речи ребенка.
на родителей:
- формировать
партнерские
отношения
семьи
и
дошкольного
образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей
дошкольного возраста;
- помочь родителям оценить стиль своего взаимодействие с ребёнком и
изменить его, если необходимо;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о
возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
- помочь родителям осознанно, с учетом общих закономерностей развития и
природной индивидуальности, способствовать развитию своего малыша.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности:
По окончанию программы дети и родители будут психологически
подготовлены к адаптационному периоду в дошкольное учреждение.

Формы подведения итогов реализации:
- Наблюдение;
- Беседы с родителями
- Выставка коллективных и индивидуальных работ детей;
- Отзывы родителей об изменениях в развитии ребёнка.
Основные методы и приёмы:
Беседы.
Проигрывание сюжетов. '
Чтение сказок, потешек.
Артикуляционная гимнастика.
Развивающие и словесные игры.
Коммуникативные игры.
Рисование, лепка, аппликация - продуктивная деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы: от 1 года до 3 лет.
Сроки реализации программы - 1 год обучения ,количество часов 64.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей:
Наполняемость группы 15 человек. Ведущей формой организации обучения
является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется
индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного
подхода к обучающимся, т.к. в связи с их индивидуальными способностями,
результативность может быть различной.
В целом состав групп остается постоянным, однако может изменяться по
следующим причинам:
• дети могут быть отчислены при условии систематического непосещения
занятий;
• смена места жительства, и в
других случаях; желание родителей.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация
процесса обучения с применением дифференцированного подхода к детям.
Продолжительность занятий: в соответствии с нормами СанПиН.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности:
По окончанию программы дети и родители будут психологически
подготовлены к адаптационному периоду в дошкольное учреждение.
Формы и способы определения результативности реализации данной
программы являются:
- Наблюдение;
- Беседы с родителями;
- Выставка коллективных и индивидуальных работ детей;
- Отзывы родителей об изменениях в развитии ребёнка.

Основные методы и приёмы:
Беседы.
Проигрывание сюжетов.
Чтение сказок, потешек.
Артикуляционная гимнастика.
Развивающие и словесные игры.
Коммуникативные игры.
Рисование, лепка, аппликация - продуктивная деятельность.
Структура образовательной деятельности:
Круг. Ритуал приветствия.
Организованная групповая деятельность. Это может быть
образовательная деятельность познавательного цикла, развития речи,
конструирования, задания на развитие мелкой моторики.
•
Свободная двигательная активность.
•
Совместная
(педагог-ребенок-родитель)
и
самостоятельная
деятельность детей с дидактическими игрушками и физкультурными пособиями.
Беседы с родителями об индивидуальных достижениях ребёнка, планирование и
рекомендации по организации деятельности ребёнка дома.
•
Круг. Ритуал прощания.
Достоинством
развивающих
занятий
является
задействование
максимального количества анализаторов ребенка: слухового, зрительного,
тактильного и др., что способствует целостному формированию сенсорики и
психики.
•
•

Календарный учебный график
Наименование

«Аистёнок»

Продолжительность Занятий в Занятий в
обучения по
неделю
месяц
программе

с 01.02.2024 по
30.05.2024
(16 нед.)
Общая: 16 недель

2

8

Дни в Диагностически
неделю й период
По
утвержде
нному
расписан
ию

Начало и
конец
учебного
года.
Промежуточ
ные
результаты в
конце
каждого
раздела.

Учебный план

Я и мое тело
1
2
Знакомство с цветом (красный)
3
Фрукты с сада (яблоко, груша, слива)
Овощи с огорода (огурец, помидор,
4
морковь)
5
Осенние листья по ветру кружат.
6
Знакомство с цветом (желтый)
7
Одежда. Оденем куклу на прогулку.
8
В гости к нам пришла зима.
9
Знакомство с цветом (синий)
Знакомство с сыпучими материалами
10
(макароны, горох, фасоль, каштаны)
11
Моя семья.
12
Мой город.
13
Транспорт
итого

Всего Теоретич
еские
часов
занятия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

2
2
32

Практиче Промежуто
чная
ские
занятия аттестация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

1
1
1
22

Наблюдения, беседы с
родителями

Название темы

Содержание
Тема № 1: « Я и мое тело».
Теория: ознакомление с самим собой, формируем знания о себе и ближайшем
окружением (знакомство с другими детьми), называние своего имени. Формируем
понятие «Я - девочка», «Я - мальчик». Учим понимать нахождение и значение
отдельных частей своего тела: глаза, руки, ноги, живот, спина...
Практическое задание: освоение нового пространства, рассматривание
игрушек, играют, используя в различных играх, если хотят, выполняют
предлагаемые задания, которые хорошо знакомы им. Рассматривание куклы
(игрушек) - нахождение отдельных частей тела, нахождение частей своего тела.
Игра «Носик, ротик, голова», игра: «С мамой весело играем». Пальчиковая игра
«Это пальчик - дедушка».
Материалы: куклы, мишки, зайки, картинки с изображением детей:
девочки и мальчика Тема № 2: Знакомство с цветом (красный)
Теория: учимся называть и находить в помещении предметы красного цвета.
Практическое задание: рассматривание и называние игрушек красного
цвета, одежды у детей красного цвета, кукла Катя красного цвета платье, бант,

пальто, носки и туфли, дидактическая игра «Найди такой же красный», рисование
«Красные шары».
Материалы: кукла в одежде красного цвета. Коробка с игрушками красного
цвета. Кукольная посуда (чашки, блюдца, кастрюля, сковорода, ведро, тазик мяч,
бубен, машинка). Краска красного цвета в банке. Карандаши красного цвета.
Тема № 3: «Фрукты с сада (яблоко, груша, слива)».
Теория: ознакомление с фруктами, узнавание и называние фруктов. Показать
различие фруктов по цвету, запаху, вкусу, внешнему виду.
Практическое задание: рассматривание фруктов, «фруктовый салат» - дети
самостоятельно выбирают фрукты и вместе с мамой делают салат, пробуют на вкус.

Материалы: муляжи фруктов, картинки с фруктами, настоящие фрукты для
фруктового салата.
Тема № 4:
«Овощи с огорода (огурец, помидор, морковь)».
Теория: ознакомление с овощами, узнавание и называние овощей. Показать
различие овощей по цвету, по запаху, вкусу, внешнему виду.
Практическое задание: беседа «Что мы знаем об овощах», «овощной салат»
- дети самостоятельно выбирают овощи и вместе с мамой пробуют на вкус,
«засолка огурцов» выбирают банку, приправу, огурцы - предлагается большое
количество разных по величине. Материалы: муляжи овощей, картинки с
овощами, настоящие овощи.
Тема № 5: «Знакомство с цветом (желтый)».
Теория: ознакомление с желтым цветом, формировать у детей представление
о желтом цвете. Познакомить со сказкой «Колобок»
Практическое задание: рассматривание и нахождение одежды у детей
желтого цвета, коробка с игрушками желтого цвета, кукла Женя желтого цвета
платье, бант, дидактическая игра «Найди такой же желтый», рассказывание сказки
«Колобок», творчество - «колобок». Материалы: коробка желтого цвета: банан,
лимон, игрушки желтого цвета (мяч, машинка..). Кукла в одежде желтого цвета.
Кукольная посуда (чашки, блюдца, кастрюля). Краска желтого цвета в бутылке.
Сказка «Колобок». Карандаши желтого цвета, цветная бумага желтого цвета,
пластилин желтый. Нитки желтого цвета.
Тема № 6: «Осенние листья по ветру кружат».

Теория: ознакомление детей с приметами осени (падают листья, идет дождь,
сильный ветер). Дети учатся рассматривать листья: по цвету - красные, желтые,
зеленые;
Практическое задание: беседа приметы осени (изменения в одежде детей на
улице), рассматривание листьев из бумаги, настоящих листьев, сравнивание
листьев друг с другом, игра вкладыш «От какого дерева листок», рисование
«Осенний листок»
Материалы: картины с осенним временем года. Разные листья (березы,
тополя, дуба, осины) - настоящие, вырезанные из бумаги. Игра вкладыш. Краски,
бумага.
Тема № 7: «Одежда. Оденем куклу на прогулку».
Теория: ознакомление детей с одеждой, ее особенностями и назначением.
Формирование элементарных представлений об основных предметах одежды их
назначении: кофта, юбка, платье, брюки, колготки, пальто, шуба, варежки, шапка..
Обращаем внимание на детали одежды: рукава, карманы, пуговицы. Расширять
знания о верхней одежде, ее особенностях и назначении. Учимся группировать
одежду по цвету и размеру
Практическое задание: беседа с детьми «об одежде» детей на улице,
рассматривание картин как одеты дети, одежда детей на прогулке. Дидактическая
кукла «Оденем куклу на прогулку». Материалы: картинки с одеждой (кофта,
юбка, платье, брюки, колготки, пальто, варежки, шапка). Дидактическая кукла.
Тема № 8: «В гости к нам пришла зима».
Теория: ознакомление детей с приметами зимы (стало холодно, выпал снег),
формирование элементарных представлений о зиме (сезонные изменения в
природе). Закрепляем представления детей о зиме, о зимней погоде (наступила
зима; стало холодно, выпал снег: мокрый, холодный, блестит; одеваемся тепло).
Практическое задание: беседа о приметах зимы (стало холодно, выпал снег).
Рассматривание картины «Зимние забавы». Самостоятельно исследуем свойства
снега: мокрый, холодный, блестит, белый, мокрый, лепится; льда - твердый, тает,
холодный.
Рассматривание верхней одежды (шуба, комбинезон, варежки, шапка, шарф,
сапоги, валенки) Материалы: принесенный настоящий снег с улицы в тазике,
картинки зимы, вырезанные снежинки из бумаги, одежда сделанная из картона и
настоящая от детей, кукла в зимней одежде, плакат «Одежда».
Тема № 9: Знакомство с цветом (синий)
Теория: ознакомление е синим цветом, формировать у детей представление о
синем цвете. Практическое задание: рассматривание коробки с игрушками синего
цвета, одежда у детей синего цвета, кукла Света синего цвета платье, бант, пальто,
носки и туфли, дидактическая игра «Найди такой же синий». Рисование «Дождик
и тучка».
Материалы: коробка с игрушками синего цвета - (карандаши, мяч, шарики,
дудочка, машинка колечко, ведро и др.). Кукольная посуда - чашки, блюдца,

кастрюля, совочек. Дидактическая кукла в одежде синего цвета. Краска синего
цвета, бумага, синий пластилин, дощечки для пластилина.
Тема № 10: Знакомство с сыпучими материалами (макароны, горох,
фасоль, каштаны) Теория: Ознакомление с сыпучими материалами, с приемами
исследования: посмотреть, потрогать, понюхать.
Практическое задание: самостоятельный выбор необходимых предметов
(ложки, банки, формочки, воронки, бутылки и др.) для исследования - макарон,
гороха, фасоли, каштанов. Материалы: тазики пластмассовые, ведерочки для круп
(макароны, горох фасоль, каштаны), ложки, банки, формочки, воронки, бутылки,
мельница, машинки и др.
Тема № 11: «Моя семья».
Теория: Ознакомление с членами своей семьи. Формируем доброжелательное
отношение к близким людям, дать представление о семье, умение называть членов
семьи. Формировать представление о труде мамы дома: готовит обед, убирает,
стирает, гладит. Воспитывать доброе отношение к родным и близким,
эмоциональную отзывчивость. Заботится о своей семье. Практическое задание:
беседа «С кем ты живешь?», «Как мама заботится о детях?». Дидактическое
упражнение: «Кто, что делает?». Рассматривание картинок, иллюстраций,
фотографий. Чтение: русская народная сказка «Репка». «Репка - раскраска» продуктивная деятельность
Материалы: игрушки к сказке, картинки, иллюстрации, фотографии или фото
альбомы семей. Раскраска или изображение «репки» - краски, пластилин,
карандаши.
Тема № 12: «Мой город».
Теория: Ознакомление с улицей, домом, парком, дорогой, постройкой.
Объяснить и наглядно показать на картинках виды Великого Новгорода.
Практическое задание: рассматривание иллюстраций, фотографий, книг с
видами. Беседа «Наш город - Великий Новгород». Достопримечательности нашего
города. Дидактическая игра «Построим зайке город».
,
Материалы: иллюстрации, фотографии, картинки, строительные наборы.
Тема № 13: «Транспорт».
Теория: Ознакомление с видами транспорта. Формируем понятие
«транспорт», уточняем представления о транспортных средствах, обозначаем их
словами.
Учимся различать и называть основные части машин: кабина, колесо, окно,
кузов, шины, фары.
Практическое задание: рассказ воспитателя о машинах, рассматриваем
игрушечные машины: легковая, грузовая; автобусов, троллейбус. Нахождение на
картинке (в книгах) автобус, троллейбус, грузовая, легковая машина.

Дидактические упражнения: «Разрезные картинки», «Назови, что это». Чтение
стихотворения А. Барто «Грузовик». Изобразительная деятельность: «Дорога для
машин», «Колеса для машин». Сюжетно - ролевая игра «Шофер». Игры со
строителем «Машина», «Гараж», «Дорога».
Материалы: картинки, игрушки машин: грузовая, легковая, автобус,
троллейбус. Краски, карандаши, бумага, пластилин, макароны. доски для
пластилина. Строительные наборы. Для сюжетно - ролевой игры - руль,
инструменты.
Методы и средства оценки результативности программы
Результативность программы оценивается с помощью анкет, наблюдений,
бесед с родителями.
Материально - техническое оснащение занятий:
Столы - 7штук,
Стулья - 20 штук,
Стеллаж для хранения наглядного и демонстрационного материала - 2 штуки
Список литературы :
1 .Программа «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей
до трех лет. Министерство образования и науки Российской Федерации 6-е издание
- Г.Г. Григорьева,
Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. - М. «Просвещение», 2004.
2.
Программа «Кроха». Методические рекомендации к программе
воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных
учреждений. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева. - М. «Просвещение»,
2007.
3.
Программа «Кроха» «Я играю!» Е.В. Зворыгина- М. «Просвещение»,
2007.
4.
Н.В.Бабинова, И.В.Мельцина. Музыкальные занятия с детьми раннего
возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015.
5.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких.
Методическое пособие, Хрестоматия Ч. I, II. Изд. «Композитор». Москва. 2003.
6.
Р.В.Попцова. «Поем с улыбкой и радостью». Конспекты занятий со
старшими дошкольниками. Изд. «Творческий Центр Сфера». 2018.

Перечень нотного материала.
Кудряшов А.В. Озорные нотки. Песни для детей. Настольная книга
музыкального руководителя.Ростов н/Д: «Феникс» 2007.
8.
Кудряшов А.В. Радужные нотки. Песни для детей. Ростов н/Д: «Феникс»
2007.
9.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких.
Методическое пособие, Хрестоматия Ч. I, II. Изд. «Композитор». Москва, 2012.
10.
Л.П.Дуганова, Л.В.Алдакова. Поет детская хоровая студия «Веснянка».
Песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. Изд. «Владос». Москва,
2012.
7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».