ДОП Готовим руку к письму

образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Готовим руку к письму»
Социально- гуманитарной направленности для детей 5-6лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитатель
Храброва Виктория Владимировна
Возраст обучающихся: 5-6лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном
возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию
мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку,
подготовить её к работе.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи и мышлением ребёнка.
Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно
стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно,
это является мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Готовим руку к письму»
имеет социально-гуманитарную направленность.
Новизна
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений
и познавательного материала из различных областей знаний.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного
возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,
сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять
упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь
станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка
развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком
письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы
мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного

восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков
ручной умелости.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых
систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».
Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и
тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с
рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие
соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей,
тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к
обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного
поколения в другое народные потешки: «сорока - белобока», «мальчик –
пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с
колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые.
«Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным
средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М.
Кольцовой.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение
ему. Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти
и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе
дошкольного учреждения возникла необходимость уделять большое внимание
умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения
навыками письма в школе.
Программа направлена на формирование условий для самореализации и
успешной
социализации
детей,
она
обеспечивает
удовлетворение
образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще
интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение
кругозора, развитие речи, мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности
ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального
возрастного потенциала ребенка.
Программа способствует развитию мелкой моторики рук и высших корковых
функций (память, внимание, речь, мышление, оптико-пространственное
восприятие, воображение, наблюдательность).
Отличительная особенность данной программы заключаются в том, что
дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и
запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу по развитию мелкой
моторики руки и подготовки ее к письму.
Педагогическая целесообразность:
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как
готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости
представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как
формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть
ребенок.

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала,
но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению
материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных
способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма
является готовность руки как непосредственного орудия графической
деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и
успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных
потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений,
развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию
мелкой моторики рук.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного
образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения
и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит
не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и
темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании
каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития
индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и
самобытности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формировать мотивацию обучения, ориентируясь на
выполнение поставленных задач по обучению детей письму.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию,
формирование пространственного восприятия, пространственных
представлений,
тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру
пальцев,
продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций,
совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов,
учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед
собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение
работать в общем темпе,
способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти,
мышления, воображения.
Развивающие задачи:
развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом,
выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.;

развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у
детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
развивать зрительно – моторную координацию;
развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие,
пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое
мышление, творческие способности;
развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные задачи:
интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе;
заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в
школе;
положительное отношение к письму.
Возраст:
Программа «Подготовка руки к письму» рассчитана для детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации:
Общее количество занятий в год – 64 часа.
Срок реализации программы один год.
Формы и режим:
Она предполагает проведение 2 занятия в неделю продолжительностью 2530 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на
занятиях численность детей не должна превышать 12-15 человек. Зачисление
детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей, желание родителей.
Занятия проводятся в групповом помещении.
Календарный учебный график
Наименование

«Готовим руку
к письму»

Продолжительность
обучения по
программе
сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 15.09.2023 по
27.12.2023
(15 нед.)
2 полугодие
с 13.01.2024 по

Заняти Занятий
йв
в месяц
недел
ю

2

8

Дни в неделю

Формы
промежуточной
аттестации

Открытые
По
занятия,
утвержденному беседы с детьми,
расписанию
анализ детских
работ.

10.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32 недели

№

Название
раздела
«Пальчиковая
гимнастика»
«Лепка»
«Аппликация»
«Графические
упражнения»

1
2
3
4

6

7
8

9

Форма контроля
Наблюдения педагога

5
5
9

Наблюдения педагога
Наблюдения педагога
Наблюдения педагога

9

9

Наблюдения педагога

10

10

Наблюдения педагога

«Рисование,
раскрашивание»
«Работа с
бумагой,
оригами»
«Игровой
самомассаж».

5

5

Наблюдения педагога

4

Наблюдения педагога

5

Наблюдения педагога

ИТОГО:

64

«Графический
диктант»
«Игры и действия
с предметами»

5

Учебный план.
Количество часов
всего теория практика
9
1
8
6
6
9

5

1
1

1

5
4

60

Программа включает в себя следующие разделы:
•
•
•
•
•
•
•
•

пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
графические упражнения
графический диктант (работа в тетрадях в клетку и линию)
игры и действия с предметами
рисование, раскрашивание
работа с бумагой, оригами

•

приемы самомассажа
Раздел «Пальчиковая гимнастика»

Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам
полноценный отдых, развивают
их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное
напряжение. На
пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно
сказывается на
самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют
поддержанию хорошего
тонуса.
Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для
тренировки пальцев и
укрепления мышц руки.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем
самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание.
Игры и упражнения на развитие общей моторики – формируют зрительномоторную координацию.

Раздел «Лепка»
В процессе деятельности дети изображают предметы действительности, создают
элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества,
обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию
интереса к данному виду деятельности.

Раздел «Аппликация»
Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и
пространственное воображение,
учатся пользоваться клеем и ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания –
навыкам резания по
прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные,
круглые). Задача состоит в
том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания
любых предметов. При
объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать
процесс вырезывания, но и
побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при
показе способов
вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной
гармошкой, дети
должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии
ручной умелости. Для
дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.

Раздел «Графические упражнения»
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке
руки к письму.
Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой
изображения линий, но и
легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными,
напряженными. Правильно
соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для
выработки красивого и
четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не
прерывать линии. При
прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность
движения руки. Умение
свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании
почерка. Умение писать с
наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка.
Развитию точности
движений, вниманию и контролю за собственными действиями также
способствуют графические упражнения.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма,
дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму
в тетрадях, у них это
будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см

Раздел «Графический диктант»
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, особенности слухового и
зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт
большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных
графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и
точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой
затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке,
совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым
диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно

чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые
задания.

Раздел «Игры и действия с предметами»
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных
навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных
представлений используются предметы различные
по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между
большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами
обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно
научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или
камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из
мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием
мелких предметов должны проходить под
строгим контролем взрослых.

Раздел «Рисование, раскрашивание»
Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных
предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых
легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения
детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно
продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного
и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей
руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы,
связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с
удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и
при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может
сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными
карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на
бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию
ручной умелости.

Раздел «Работа с бумагой, оригами»
Предназначен для развития точных движений и памяти. Этому помогают
плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей
из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки
бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные
сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Раздел «Игровой самомассаж».
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на
нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость,

помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все
упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Самомассаж выполняется в течение 5 – 10 минут. Используется от 3 до 5
упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук.
Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим
узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого
упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.
Содержание учебного плана
Месяц
Сентябрь
октябрь

№

Тема

1. «Здравствуй, карандаш!»

2-4 «Осень»

5-7 «Ягоды и фрукты»

Программное содержание
Вводная часть: Познакомить
детей с правильным хватом
карандаша пальцами рук,
правильная посадка, положение
листа. Развивать внимание,
слуховое восприятие,
двигательную активность
гибкость пальцев, кистей рук,
умение понимать словесные
установки.
Знакомство с рабочей тетрадью.
Пальчиковая гимнастика
«Осень» (Приложение 1).
2.Фигурки из палочек (машина
везёт урожай с полей).
Игра с красной фасолью
(выложить свеклу).
Игра с теннисным мячиком,
удерживание между пальцами.
Дорисуй узор.
Работа в рабочей тетради
Игра с камушками (корзинка
для ягод).
Пальчиковая
гимнастика
«Апельсин» (Приложение 1).
Лепка «Фрукты и ягоды».
«Фигурка из палочек (выложить
ягоды по контуру).
Ниткография (полянка).

8- «Птички»
12

Ноябрь

1-2 «Грибы»

3-4 «Мой дом»

5-6 «Одежда и обувь»

7 «Вот моя улица, вот мой дом»

Дорисуй узор, работа в тетради в
клетку .
Пальчиковая
гимнастика
«Птички»
(Приложение
1).
Раскрашивание по цифрам.
Д/и «Волшебный карандаш»
.Работа в тетради в клетку.
1. Пальчиковая гимнастика
«Грибы» (Приложение 1).
Фигурки из палочек (выложить
гриб и пенёк).
Игра с перловкой (грибы).
Ласковая игра для пальчиков
«Чудесный мешочек,
найти грибок среди других
предметов».
Рисунок по образу из лёгких
геом. Фигур.
Дорисуй узор.
Пальчиковая гимнастика «Есть
у
каждого
свой
дом»
(Приложение 1).
Игра с рисом.
Самомассаж.
Д/и «Собери узор»
Работа в рабочей тетради
Пальчиковая
гимнастика
«Ботинки» (Приложение 1).
Упражнение «Перебери
узелки».
Работа с пуговицами,
крючками, молнией, замками.
Работа со шнуровками.
Растягивание резинки (держа
пальчиками за концы)
Работа с бросовым материалом
(украсить одежду,
обувь).
Работа в тетради в клетку.
Пальчиковая гимнастика «Наша
квартира» (см. приложение 1)
Плетение узора из разноцветных

8 «Столовая»

Декабрь

1-2 «Подарок»

3-4 «Профессии»

5-6 «Что делают рыбки Зимой»

шнурков.
Дорисуй узор.
Работа в рабочей тетради
Пальчиковая
гимнастика
«Машина каша» (Приложение
1).
Графический диктант.
Самомассаж
Работа в рабочей тетради
Пальчиковая
гимнастика
«Подарки» (Приложение 1).
Работа с бумагой. Оригами
«Собака».
Работа с мелкими
геометрическими фигурами.
Обрывание (украсить салфетку
мелкими кусочками).
Ниткография (зимний узор).
Дорисуй узор, работа в тетради
в клетку.
Пальчиковая
гимнастика
«Повар» (Приложение 1).
Фигурки из палочек (дом и
ворота).
Игра (загадать загадки,
выложить отгадки по
образцу)
Самомассаж с шариками.
Работа с трафаретами –
штриховка.
Дорисуй узор и раскрась не
выходя за края, работа в
рабочей тетради
Пальчиковая
гимнастика
«Акула» (Приложение 1).
Раскрашивание по цифрам.
Работа в тетради в клетку.
Фигурки из палочек (Рыбка).
Обрывание (аппликация
«Рыбки в аквариуме»).
Мозаика из ёлочных и
сосновых иголок.
Дорисуй картинку

7-8 «Новый год»

Январь

1-2 «Зимние забавы»

3-4 «Птицы зимой»

5-6 «Птицы зимой»

7-8 «Игрушки»

Пальчиковая гимнастика:
«Праздник» «Ёлочка».
Фигурки из палочек (Ёлочка).
Обрывание (игрушки для
ёлочки).
Мозаика из ёлочных и
сосновых иголок.
Дорисуй картинку
Работа в рабочей тетради.
Пальчиковая гимнастика:
«Снежный ком» «Снеговик».
Фигурки из палочек (санки).
Работа с рисом (зимний
пейзаж).
Самомассаж с шарами.
Дорисуй узор.
Лепка «Снеговик».
Работа в тетради в клетку.
Пальчиковая гимнастика «Где
обедал воробей» (Приложение
1).
Упражнение «Перебери крупу».
Работа в тетради в клетку.
Работа с манкой (кончиком
пальцев на манке
нарисовать птичку).
Самомассаж.
Дорисуй узор, работа в тетради
в клетку.
Пальчиковая гимнастика «На
птичьем дворе» (Приложение 1).
Работа с камушками(Птички).
Самомассаж с гранёными
карандашами.
Дорисуй узор.
Работа в рабочей тетради.
Пальчиковая гимнастика «Наша
группа» (Приложение 1).
Работа с бумагой. Оригами
«Котик».
Работа в тетради в клетку.
Фигурки из палочек (танк,
самолёт).
Работа с рисом (салют на синем

Февраль

картоне).
Конкурс «Кто больше узелков
завяжет на верёвке».
Самомассаж.
1-2 «Путешествие в страну дорожных Пальчиковая
гимнастика
знаков и правил»
«Путешествие
в
страну
дорожных знаков и правил»
(Приложение 1).
Работа в рабочей тетради.
Фигурки из палочек (башня,
дом).
Работа с камушками (дорога и
машины).
Самомассаж с гранёными
карандашами.
Дорисуй узор.
3-4 «Животные зимой»
Пальчиковая
гимнастика
«Жизнь
диких
животных»
(Приложение 1).
Раскрашивание по цифрам.
Работа в тетради в клетку.
Работа с ватой (Зимний мишка).
Работа с тонкими бумажными
полосками (снежинка
по образу меньшего размера).
Дорисуй узор.
5-6 «Семья»
Пальчиковая гимнастика
«Семья-это важно, семья-это
сложно» (Приложение 1).
Работа с горохом и рисом –
рассортировать.
Графический диктант.
Аппликация «Украсим платье»
Работа в рабочей тетради.
7-8 «Семья»
Пальчиковая
гимнастика
«Мамочка любимая, родная!»
(Приложение 1).
Фигурка из палочек (цветок для
мамы).
Плетение (бант на коробку).
Аппликация «Цветы»
(вырезывание из сложенной

гармошкой бумаги).
Дорисуй узор и раскрась не
выходя за контур.
Работа в тетради в клетку.
Март

1-2 «Весна»

3-4 «Весна»

5-6 «Весна»

7-8 «Посуда»

Пальчиковая гимнастика «Тише,
тише не шумите» (Приложение
1)
«Весенний дождик».
Работа с бумагой (работа с
ножницами) «Дождик лей».
Работа со штампами (наполним
тучку дождиком).
Ниткография (краски весны).
Дорисуй узор и раскрась не
выходя за контур.
Штриховка, сделай по образцу.
Работа в рабочей тетради.
Пальчиковая
гимнастика
«Зимушка-зима!» (Приложение
1).
Нанизывание
пуговиц
на
веревочку.
Работа в тетради в клетку.
Графический диктант.
Лепка «Верба»
Самомассаж.
Пальчиковая
гимнастика
«Трудно птицам зимовать, надо
птицам помогать» (Приложение
1).
Работа в рабочей тетради.
Пальчиковая гимнастика «Если
не иметь посуды, жить придется
очень худо!» (Приложение 1).
Работа с бумагой. Оригами
«Енот».
Фигурки из палочек («Посуда»).
Выложить отгадки на загадки
камушками .
Обрывание «Помоги Федоре».
Работа с фасолью (счет).
Дорисуй узор.

Работа в тетради в клетку.
Апрель

1-2 «Транспорт»

3-4 «Цветная радуга»

5-6 « Космос»

7-8 «Путешествие в Африку»

Май

1-3 «Комнатные растения»

Пальчиковая
гимнастика
«Путешествие
по
городу
профессий» (Приложение 1).
Составление
узора
из
геометрических фигур.
Аппликация «Машина»
Работа в рабочей тетради.
1. Пальчиковая гимнастика
«Полна чудес весенняя пора»
(Приложение 1).
2. Раскрашивание по цифрам.
3. Работа в тетради в клетку.
Пальчиковая гимнастика: «Игра
ладонями, Комета».
Фигурки из палочек (звёздочка,
ракета).
Обрывание (звёзды на тёмносинем небе).
Работа с фасолью (счет).
Дорисуй узор.
Самомассаж.
Штриховка по образцу.
Д\И «Точка, точка и кривая»
Работа в рабочей тетради.
Пальчиковая
гимнастика
«Путешествие
в
Африку»
(Приложение 1).
Пластилинография «Божья
коровка на ромашке».
Работа с ножницами.
Работа с камушками (слон по
контуру).
Обведи рисунок по линии не
отрывая карандаш от бумаги.
Работа с бросовым материалом
(любимое животное)
Дорисуй узор и раскрась, не
выходя за контур
Работа в тетради в клетку.
1. Пальчиковая гимнастика
«Комнатные
растения»
(Приложение 1).

2. Работа в рабочей тетради.
4 Диагностика

Пальчиковая гимнастика «Если
очень захотеть, можно в космос
полететь» (Приложение 1).
Расскрашивание по цифрам.
Графический диктант.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанник будет знать:
•
гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,
положение ручки, тетради)
• правила работы с тетрадью
• правила работы с ножницами
Воспитанник будет уметь:
• правильно сидеть за столом во время письма
• правильно располагать рабочую тетрадь
• правильно держать карандаш и ручку
• проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)
• ориентироваться на листе бумаги в клетку
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
• Развитие коммуникативности
• Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук
• Развитие наблюдательности
• Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
• Развитие инициативности и самостоятельности
Воспитанник способен проявлять:
• Усидчивость при выполнении работ
• Эмоциональную отзывчивость
• Доброжелательность

Способы определения освоения программы:
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая
диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием
программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ
результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности
развития каждого ребенка.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.

Развитие мелкой моторики

Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак,
указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет
по показу).
•
«Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается
быстрота, создание рисунка).
•
Завязывание шнурков разной величины.
•
Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
•

2.
•
•

3.

Ориентировка в пространстве
Продолжить узор по клеточкам.
Д/И «Найди, где спрятано?».
Срисовывание образца

Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
•
Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4. Штриховка
•
Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,
сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант
•
Графический диктант по словесной инструкции.
6. Вырезание ножницами
•
Вырезание силуэта предмета.
•
Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен
толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него
имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа
должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в
таблицу:
●-навык полностью сформирован.
○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.
◌-навык не сформирован.
•

Развитие графических навыков
№

1
2

Ф.И.
ребенка

Развитие
мелкой
моторики
рук

Ориентир
ование в
пространстве

Копиров
ание
образца

штриховк
а

Графич
еский
диктант

Вы
резан
ие
ножн
ицам
и

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги. СПб.: Регата, Издательский дом «Литера»,
2000. – 192с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение
ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие
для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ. 2006.88с.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. –
Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного
возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд.
– Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР,
Приложение к пособию», 2010 «Развиваем графические навыки.
Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 2002.320с.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет:
Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметногогнозиса
и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.
Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост.
Т.В.Калинина и др. – Изд.
2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.
Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических
пальчиковых игр /сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.

Приложение №1
Картотека пальчиковой гимнастики
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные
Ветер листики считал:
движения ладонями.)
Вот дубовый,
(Загибают по одному пальчику
Вот кленовый
на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.
(Дети «разламывают» апельсин)
Много нас,
(Показывают 10 пальцев)
А он один.
(Показывают 1 палец)
Эта долька — для ежа.
(Загибают пальцы левой руки)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.
(Бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас —
(Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!!
их к груди)
Разбегайтесь —
(«Бегут» пальцами по столу)
Кто куда!
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан.
(Машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов,
(Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов.
(Показали 5 пальцев правой руки)
Мухомор красный —
(Загибают пальцы на одной руке)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом
(Дети загибают пальцы на обеих руках)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно)
Всем тепло, уютно в нем.
«БОТИНКИ»
Всюду, всюду мы вдвоем
(Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем.
«шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
(Дети загибают по одному
По зеленым берегам,
пальчику, начиная с большого)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать.
(Укладывают ладони на стол)
«НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате — столовой —
(На каждое название предмета
Есть отличный стол дубовый,
мебели дети загибают
СТУЛЬЯ — спинки все резные,
по одному пальчику)
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
в стенке — центр музыкальный.
«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он!
Приплывали две севрюги,
У них спины словно дуги.
Налетали с двух сторон.
Ты, акула, выйди вон.
Дружок ты мой, дрозд,
В крапинку хвост,
Носик — остренький,
Бочок — пестренький,
Перья — тонкие,
Песни — звонкие.

(Указательным пальцем правой
руки дети мешают в левой ладошке)
(Загибают пальцы левой руки)

(Разжимают кулачок)
(Сдувают «крошку» с ладошки)
«ПОДАРКИ»
(Дети «шагают» пальчиками по столу)
(Загибают пальцы левой руки)

«ПОВАР»
(Ребром ладони дети стучат по столу)
(Загибают пальцы на левой руке)

(Разводят руками)
«АКУЛА»
(Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги)
(Выгибают ладони тыльной стороной вверх)
(Изображают, как севрюги
плывут навстречу друг другу)
(Делают толчок ладонями от груди)
«ДРОЗД - ДРОЗДОК»
(Дети машут сложенными
ладонями как крыльями)
(Загибают по одному пальчику
обеих руках, начиная с большого)

Весной распеваются,
накрест
Зимой
забываются.
Иди, весна, иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

(Снова машут, сложенными
ладонями)
«ВЕСНА»
(Дети пальчиками «идут» по столу)
(Загибают по одному пальчику на
обеих руках, начиная с мизинца)

«ШКОЛА»
(Дети «шагают» пальчиками по столу)
(Загибают по одному пальчику)

В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.
(Грозят указательным пальчиком правой руки)
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва
(На каждое название животного
За решеткою у льва.
загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы,
поочередно на левой,
У моржа попил водицы.
затем на правой руке)
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
«НАША ГРУППА»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные
пальчики, начиная с мизинчиков)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛ»
Дорожных правил очень много!
(Сжимают и разжимают кулачки)
Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
(Последовательно соединяют пальчики
с большим на обеих руках)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять
(Разжимают и сжимают кулачки)
«ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»
Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединяют одноименные
пальчики правой руки с левой, начиная
с больших)
Здесь увидеть можешь ты
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку и ежа,
Оленя и лося.
(Последовательно соединяют пальчики
с большим на одной руке, затем на другой.)
Прячет всех надежно
(Зажимают пальчики в кулачок)
Лесная тишина.
(Подносят указательный пальчик к губам)
«Семья-это важно, семья-это сложно»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
(Поднимают руки ладошкой к себе и
прижимают к груди.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают
пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и
большой)
И у нас разлада нет.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх)
«МАМОЧКА ЛЮБИМАЯ, РОДНАЯ!»
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». (Выполняют движения по тексту)
«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

(Загибают большие пальчики на обеих руках)
(Загибают указательные пальчики)
(Загибают средние пальчики)
(Загибают безымянные пальчики)
(Загибают мизинчики)
(Подносят указательный пальчик к губам)

(Поднимают руки и делают «солнышко»)
(Машут сложенными накрест ладонями)
(Сжимают и разжимают кулачки)
«ЗИМУШКА-ЗИМА!»
Весело зимой! Не хочется домой!
(Хлопают в ладоши)
Но ветер приближается(Разводят руки в стороны)
Вьюга начинается.
(Покачивают над головой руками из стороны
в сторону)
Крепчает мороз(Сжимают с усилием кулачки)
Щиплет щеки, щиплет нос (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос)
Руки стали замерзать(Трут ладони)
Надо их согревать.
(Дышат на ладони)
Вечер приближается(Разводят руки в стороны)
Темнота сгущается.
(Закрывают руками глаза)
Нам домой идти пора.
(Пальчики «шагают»)
-До свидания! До утра!
(Машут рукой на прощание)
«ТРУДНО ПТИЦАМ ЗИМОВАТЬ, НАДО ПТИЦАМ ПОМОГАТЬ»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
(«Зовущие» движения пальчиков
Приготовлю крошкиХлебушка немножко.
(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой
по другой)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб»)
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны»,
вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИЙ»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на
другой)
Сразу всех не называю,
(Сжимают и разжимают кулачки)
Вам продолжить предлагаю. (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)
«На чем мы ездим?»
Есть игрушки у меня:
(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кранНастоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее
количество пальчиков)

Сколько вместе, как узнать?
Помогите сосчитать!
(Сжимают и разжимают пальчики)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимают и разжимают пальчики)
То увижу там
(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук,
образуя «бинокль», подводят к глазам)
шакала, бегемота, носорога,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
(Разгибают по очереди пальчики на правой
и левой руках, начиная с большого)
Хорошо живется им –
(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны)
Не бывает снежных зим. (Указательным пальчиком двигают влево-вправо)
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
На окно скорее глянь:
(Показывают обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония
(Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук,
начиная с мизинчиков)
Мы все названья помним!
(Раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы,
(Шевелят опущенными вниз пальчиками)
Польём.
(Соединяют все пальчики с большим на обеих руках)
Пусть подрастают день за днём! (Обе ладошки соединяют «бутончиком»,
поднимают над головой и раскрывают «цвет

Приложение №2
Самомассаж.
Игровой самомассаж.
Самомассаж выполняется в течение 3 - 5 минут. Используется от 2 до 5
упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук.
Каждое упражнение выполняется 2 раз: для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим
узлам: от кончиков
пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует
делать расслабляющие
поглаживания или встряхивание рук.
Растирание ладони.
• «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки - ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
• «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал
горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем.
• «Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев.
• «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по
одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый
пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук
вверх - вниз.
Ножик должен острым быть. Чтобы чистил нам морковку
Будем мы его точить, и картошку на готовку.
• «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью
другой руки.
Пилим, пилим мы бревно Очень толстое оно.
Растирание предплечья
• «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все
пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к
локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, - выполняем по
2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
• «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром)
одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем, а затем обратно стянем.
• «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Вышли гуси на луга, щиплют травку: - Га – га - га!
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».