ДОП Лучики

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Лучики»
художественной направленности для детей 5-8лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
Музыкальный руководитель
Вольнова Дарья Валерьевна
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации программы: 4 месяца

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка.
Программа «Лучики»
ознакомительного уровня.

имеет

художественную

направленность,

«Программа разработана в соответствии с нормативными требованиями на
основе:
•Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27июля 2022 года № 629;
•Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
•Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая
разноуровневые);
с учетом:
•Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и Плана мероприятий по ее реализации»;
•Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
•Устава МАДОУ, утвержденного постановлением Администрации Великого
Новгорода от 22.07.0015 № 3091;
Программа «Лучики» позволяет решить многие педагогические задачи,
касающиеся интеллектуального и художественно- эстетического воспитания.
Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий. Основа - программа Н.Ф. Сорокиной «Театр –
Творчество – Дети», рекомендованная Министерством образования РФ.

Программа реализуется на дополнительных занятиях муниципального
автономного учреждения детский сад № 52 «Детство».
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
необходимостью
совершенствования
организации
театрализованной
деятельности, т.к. эта деятельность развивает художественный вкус,
формирует интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у
ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального
сопереживания, творческого соучастия.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, т.к. на фоне активного реформировании системы дошкольного
воспитания, развитию эмоциональной сферы ребенка, не всегда уделяется
достаточно внимания, в отличие от его интеллектуального развития.
Увлекаясь просмотром телепередач, компьютером, дети стали меньше
общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь общение в значительной
степени обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие
эмоций (горе, радость, страх, гнев, удивление и т.д.) очень актуальна и важна.
Цель программы – развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства. Для достижения данной цели
формируются следующие задачи:
Обучающие:
-закреплять правильное произношение всех звуков,
- отрабатывать дикцию,
-продолжать работать на интонационной выразительностью речи.
Развивающие:
- развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные занятия,
- продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;
расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров,
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи,
- побуждать детей импровизировать на темы знакомых сказок, рассказов,
продумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно,
используя кукол с «живой рукой»,
- стимулировать желание искать выразительные средства для создания
игрового образа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом,
выразительной интонацией,

-развивать память, мышление, воображение, внимание детей,
- развивать умение использовать песенные,
импровизации в самостоятельной деятельности.

танцевальные,

игровые

Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения,
- продолжать развивать гуманные чувства детей, развивать внимание к их
душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае
их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
помогает связать между собой театрализованную, коммуникативную и
музыкальную деятельность, объединяя их одним сюжетом, одной темой.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программ:
5 - 8 лет.
Сроки реализации программы: 4 месяца, 1 раз в неделю, 16 занятий.
Формы и режим занятий: содержание занятий
добровольные одновозрастные группы детей.

ориентировано

на

Наполняемость: согласно СанПиН.
Ведущая форма организации обучения – групповая.
Продолжительность занятий: согласно СанПиН.
По окончании обучения дети должны знать и уметь:
- различать и объяснять термины «Зритель». «Артист»,
- различать разные виды кукольного театра;
-осознавать и соблюдать правила поведения в общественных местах, театре;
- пересказывать сказки, слушать других;
- держаться на сцене уверенно и раскрепощено;
- пользоваться художественно – образными выразительными средствами:
интонацией, мимикой;
- проговаривать скороговорки, прибаутки;
- распознавать эмоции: «радость», «грусть», «страх», «злость»;
- играть в разные игры, согласовывая слова с движениями;
- узнавать по голосу, одежде, прическе, жестам, эмоциям сказочных героев.

Формами подведения итогов реализации программы являются:
- детские спектакли, которые проводятся дважды в год внутри
учреждения;
- участие в городских, областных выставках и конкурсах.

Учебный план 1 год обучения (5-8лет)
1 ч* 1 раз в неделю = 16 часов

1. Бабушка — загадушка
2. Забавные потешки
3.Играем этюды
4 Мини — сценки
5. Знакомство со сказкой
«Кошкин дом»
Обсуждение сказки «Кошкин
дом»
6 Работа над эпизодами сказки
«Кот Василий и
котята»
7. Театральная игра. Работа над
художественно —
обратной выразительностью:
интонацией,
мимикой эпизода «Кошка
принимает гостей»
8. Работа над образами героев
сказки и изобрази
героя.
9. Работа над художественнообратной
выразительностью: интонацией,
мимикой
эпизода «Кошка в доме у козы»
10. Работа над художественно
обратной
выразительностью: интонацией,
мимикой
эпизода «Кошка просит приюта у
свиньи»
11. Работа над художественно
обратной
выразительностью: интонацией,
мимикой
эпизода «Кошка в доме у котят»
12. Работа над художественнообразной выразительностью:
интонацией, мимикой эпизода VII
и VIII «Котята строят новый
дом»
13. Сводная репетиция сказки
«Кошкин дом»
14. Премьера сказки «Кошкин
дом»
15. Пантомимические этюды.
Этюды «Разговор
через стекло».
16. Расскажи стихи руками
Итого:

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
1
0,5

1

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1
1
1

1

1

1

16

2

Календарный учебный график обучения.

14

№ недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ИТОГО:

Количество часов теории
0,5
0,5
0
0
0,5
0
0
0
0
0,5
0
0
0
Каникулы зимние
0
0
0
2

Количество часов практики
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
14

Структура и содержание программы:
1. Бабушка-Загадушка. Отгадывание загадок о сказочных героях.
Приобщаемся к театральным импровизациям с помощью кукол.
Материал: сказка «Заюшкина избушка», настольные куклы.
2. Забавные потешки. Учимся играть потешки, передавая настроение
персонажа с помощью жестов, мимики.
Материал: потешки «Ай, тари, тари, тари!», «Сидит, сидит зайка!».
3. Играем этюды. Показываем различные эмоции и воспроизводим
отдельные черты характера. Играет этюд. Развиваем воображение,
показываем различные эмоции.
Материал: стихотворения «Шар надутый, две подружки …», «У забора
сиротливо…», «Ребенок угощает друзей конфетами», «Мама сердито
отчитывает своего сына, промочившего ноги».
4. Мини-сценки.
Учимся
пантомимической
и
мимической
выразительности. Мини – сценки. Играем мини-сценки, согласовывая
свои действия с действиями партнеров.
Материал: стихотворение «Листопад» Н. Егорова, «Волчья любовь» В.
Берестова, стихотворение «Брусничка».
5. Знакомство со сказкой «Кошкин дом». Читаем сказку. Обсуждение
сказки. Учимся высказывать своё мнение о прочитанном, давать
характеристики героям.
Материал: сказка, иллюстрация к ней.

6. Работа над эпизодами «Кошкин дом», эпизод первый «Кот Василий и
котята».
Запомнить
текст,
работаем
над
интонационной
выразительностью.
Материал: текст эпизода, скороговорки.
7. Работа над художественно-образной выразительностью: интонацией,
мимикой эпизода «Кошка принимает гостей». Развиваем память,
внимание, координацию движений.
Материал: сказка, чистоговорки, пальчиковая гимнастика.
8. Работа над образами героев сказки «Изобрази героя». Побуждаем детей
проявлять творческую инициативу, учимся общаться через игру.
9. Работа над художественно-образной выразительностью: интонацией,
мимикой V эпизода «Кошка в доме у козы». Развиваем умение вести
диалог друг с другом и согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: элементы костюмов, декорации, столик в доме у козы,
бутафорские карты.
10.Работа над VI эпизодом «Кошка просит приюта у свиньи». Учимся
интонационно и выразительно передавать характер героя.
Материал: текст песни поросят, музыка, текст эпизода, декорации.
11.Работа над художественно-образной выразительностью: интонацией,
мимикой эпизода VII «Кошка в доме у котят» Передаем разницу в
поведении котят в начале и в конце произведения.
12.Работа над художественно-образной выразительностью: интонацией,
мимикой VII и VIII эпизодов «Котята строят новый дом» Продолжаем
работать над передачей художественного образа героев сказки.
Материал: декорации, музыка.
13.Сводная репетиция сказки «Кошкин дом». Учимся согласовывать свои
действия с действиями всех участников спектакля.
Материал: декорации, музыка.
14.Премьера спектакля «Кошкин дом». Дети показывают свои актерские
возможности перед родителями и сверстникам.
Материалы: декорации, музыка, костюмы, реквизиты.
15.Пантомимические этюды. Развиваем пантомимические навыки. Этюды
«Разговор через стекло». Упражняемся в умении выразительно и
эмоционально общаться с помощью мимики и жестов.
Материалы: стихотворение Э. Мошковской «Нос умыться…», Э.
Боровицкой «Убежало молоко», ситуации «У витрины магазина»,
«Маша в автобусе», «Мама на улице».
16. Расскажи стихи руками.
Развиваем фантазию, воображение, используем жесты, как средство
выразительности.
Материалы: Д. Харм «Удивительная кошка», А. Фадеева «Я нашел себе
жука», потешка «Баиньки».
Виды работы:

1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, чистоговорки,
рифмовки, зарядки, жестикулирование).
2. Работа с предметами (диалог с игрушкой, описание игрушки, игры,
сказки).
3. Работа с воображаемым предметом (описание, детализация, рассказ,
диалог, игры, сравнение, воображение).
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок,
рифмовок, конкурс чтецов, соревнования в командах и парах.
5. Имитация движений животных, птиц, насекомых.
6. Спокойные игры: загадки, кроссворды, лото.
7. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, сказочные сюжеты.
8. Инсценировка коротких рассказов, мини-сценки.
9. Воспроизведение ситуативных диалогов.
Материально-техническое обеспечение:
- костюмы, шапочки, маски;
- стулья – 10/15 шт.;
- стеллаж для хранения наглядного материала – 1 шт.;
- ковер – 1шт.;
- музыкальный центр.
Методические материалы:
1. Сценарии проведения итогового спектакля:
– «Кошкин дом».
2. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию диалогической
речи и интонационной речи.
Дидактический материал:
- пиктограммы эмоций;
- картотека скороговорок;
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека мини-сценок;
- поэтические диалоги;
- этюды;
- стишки и рифмовки;
- аудиозаписи.
Список литературы:
1. Антипова А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»
2. Васькова, О.Р. , Политыкина А.А. «Сказкотерапия».
3. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. Занимательные
материалы. Старшая группа.
4. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. Занимательные
материалы. Средняя группа.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры

в детском саду»
7. Сорокина Н.Р. «Играем в кукольный театр» Программа «Театр —
творчество — дети»
8. Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по
развитию речи дошкольников»
9. Щёткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду»

Приложение к программе
Диагностика к дополнительной общеразвивающей программе «Огонёк»

для детей 5-8 лет

№
п/
п

Ф.И.
ребен
ка

Умение
Имитац
использоват
ия
ь различные движени
приемы
й
импровизац
ии
Н

К

Результат:
0 – низкий
1 – средний
2 - высокий

Н

К

Средства
выразительно
сти

Н

К

Умение
различа
ть
разные
виды
театра
Н

К

Проявлен
ие умений
узнавать
героев по
голосу,
одежде,
эмоциям,
жестам
Н

К

Отношение
к
инсцениров
ке

Н

К

Речь в
процес
се

Н

К


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».