ДОП Маленький говорун

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Маленький говорун»
Социально-гуманитарной направленности для детей 4-7лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
учитель-логопед
Рябыкина Оксана Анатольевна
Возраст обучающихся: 4-7лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость.
Дошкольный возраст – это важный период, который в дальнейшем будет влиять на
последующее становление детской личности, в том числе и его речи.
Данная дополнительная программа «Маленький говорун»

по развитию и

коррекции речи имеет социально — гуманитарную направленность, составлена
для детей 4 - 7 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на логопункте
МАДОУ.
1.2.

Новизна,

актуальность,

педагогическая

целесообразность

дополнительной образовательной программы.
Актуальность программы.
Данная программа является актуальной, т. к. в настоящее время увеличивается
количество детей с речевыми нарушениями. Она составлена с учетом тенденций в
овладении родным языком в дошкольном возрасте. Работа дополнительного
объединения «Маленький говорун» является бесценным помощником в сложной и
кропотливой работе по исправлению дефектов произношения у детей дошкольного
возраста. Занимательный подбор тем в игровой форме делает работу с детьми
увлекательной и интересной. В нее включены специальные упражнения, такие как:
артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, игры на развитие речевого
дыхания и фонематического слуха, игры на развитие мелкой и крупной моторики, а
также массаж и самомассаж кистей рук, которые определяются возрастными
особенностями дошкольников.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06 -1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и
реализуется

в

муниципальном

автономном

дошкольном

образовательном

учреждении «Детский сад № 52 «Детство».
При составлении программы были использованы методические разработки
ряда известных авторов: В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В.Нищевой и
других.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
обусловлена тем, что предлагаемая коррекционная работа необходима детям, у
которых нарушена произносительная сторона речи. Как известно, чем раньше
начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного
звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Основной целью данной дополнительной образовательной программы является –
совершенствование и коррекция звуковой стороны речи у детей 4 - 7 лет, то есть
произношения

звуков,

увеличение

словарного

запаса

и

формирования

грамматического строя речи посредством игровых технологий.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
•Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение
словарного запаса, грамматического строя речи.
•Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык,
челюсти, губы) посредством артикуляционной речевой гимнастики.
•Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять
своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи,
речевого дыхания).

•Развитие у детей мелкой пальцевой моторики посредством пальчиковой
гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы.
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

то,

что

она

модифицированная — адаптированная к условиям образовательного процесса
данного учреждения. Все виды деятельности в ходе реализации данной программы
проводятся в игровой форме.
1.5.

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной образовательной программы.
Содержание данной дополнительной образовательной программы рассчитано
на детей 4 – 7 лет.
Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок
усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в
артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец
произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период,
нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них
невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят
одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако
потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором
говорят окружающие его люди.
В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в
России

имеют

проблемы

со

звукопроизношением

(продолжают

неверно

произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть
сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет.
Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние

ребенка,

его

самооценку,

формирование

личностных

черт,

общение

со

сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и
чтением).
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это
понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков
в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно
предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются
перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух - трехлетнего малыша
настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей
не случалось, мы на своих дополнительных занятиях готовы им помочь.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Реализация дополнительной программы рассчитана на один учебный год с
сентября по май.
1.7. Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
Режим занятий: количество занятий в неделю — 2
количество занятий в месяц — 8
количество занятий в год — 64
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия
регламентируется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения содержания данной дополнительной программы у
дошкольников улучшится результаты в развитии:
- речевого дыхания;

- фонематического слуха;
- мелкой моторики пальцев рук;
- расширится словарный запас;
- улучшится звукопроизношение.
Способом

проверки

результатов

освоения

программы

является

диагностика ( Приложение 1)
1.9.

Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы.
Проведение в начале и в конце года (ноябрь/апрель) открытых мероприятий для
родителей, где они могут увидеть результаты своего ребёнка и получить
рекомендации от специалиста.
Календарный учебный график
Наименование

«Маленький
говорун»

Продолжительность
обучения по
программе

сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 15.09.2023 по
30.12.2023
(13 нед.)
2 полугодие
с 09.01.2024 по
31.05.2024
(19 нед.)
Общая: 32 недели

Занятий в
неделю

Занятий
в месяц

Дни в неделю

По
утвержденному
расписанию
2

Формы
промежуточной
аттестации
Диагностика в
середине года

8

Учебный план
№

Название
темы

1.

Вводное

Количество часов
Промежуточная
Всего
Теоретические Практические аттестация
часов
занятия
занятия
Открытые занятия
1
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

занятие
«Семья»
«Домашние
животные»
«Фрукты»
«Игрушки»
«Овощи»
«А что в лесу?»
«Весёлый
язычок»
«Осень»
«Насекомые»
«Чьи детки?»
«У
кого
длинный нос?»
«Дикие
животные»
«В гости к
индюку»
«Кто большой
и маленький?»
«До свидания,
осень!»
«Звуки вокруг»
«В гости к
зиме»
«Мой
друг
зайка»
«Кто в домике
живёт?»

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
«Поиграем
с 1
зимой»
1
Транспорт
1
«Один
или 1
много»
«Что
бывает 1
зимой?»
«Ласковые
1
слова»
«Загадки
от 2
зимы»
«Волшебные
1
снежинки»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ноябрь /апрель,
индивидуальные и
фронтальные
беседы с детьми

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.

55.
56.
57.
58.
59.

«Животные
зимой»
«В гости
ветерку»
«Мебель»

1

1

к 1

1
1

4

«Посуда»
«Найди части
целого»
«Какая
посуда?»
«Найди пару»
«Узнай
по
описанию»
«Назови
не
ошибись»
«У
Федоры
горе»

2

1
1
1
1

1

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1
1

Птицы

4

«Деревья
и
кустарники»
«С
какого
дерева
семена?»
«Назови
деревья»
«Назови
кустарники»
«С
какого
кустарника
листик?»
«Закончи
рифму»
«Узнай дерево
по описанию»
«Цветы»

2

«Найди пару»

1
1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
2

1
1
2

60.
61.
62.

«На
лесной
полянке»
«Одуванчик»
«Скоро лето!»
Всего
3.

1

1

1
2
64

1
2

Содержание дополнительной образовательной программы.

Сентябрь - Октябрь
№
Развитие
заня артикуляц
тия ионного
аппарата
№1 Знакомство
с органами
артик.
аппарата,
упр.
для
язычка
и
губ.
№2 Артикуляци
онные упр.
для
челюстей.
№3

№4

№5

Развитие
мелкой
моторики рук

Развитие
фонемати
ческого
слуха
Упр.
со Различение
стихами
неречевых
«Мальчикзвуков.
пальчик», упр.
«Замок».

Развитие
дыхания

Упр. «Семья»,
упр.
с
гранеными
карандашами.

Упр.
«Подуй
на осенний
листок.

Повторение Упр. «Ёжик»,
упр.
для повторение
челюстей.
упр.
с
карандашами.
Арт.
упр. Упр. «Будем
для
губ мы
варить
«Улыбка», компот».
«Трубочка»,
«Хоботок».

Различение
звучания
муз
-х
инструмен
тов.

Развитие связной
речи, обогащение
словаря/дид.игры

Упр. «Сдуй Внесение
и
пушинку». описание мягкой
игрушки –мишки,
заучивание стих-я
А.Барто.
Д/игра
«Назови
пять
цветов»,
закрепление
названия.

Упр.
« Упр.
Описание мягкой
Угадай, кто «Вертушка» игрушки кошки,
кричит?»
.
зауч. «Кисонька мурысонька».
Игра
Упр.
Д/игра
«Телефон», «Загони мяч «Волшебный
различение в ворота».
мешочек»,
в
начале
различение
слова
овощей и фруктов.
гласных
звуков.
Повторить Упражнения с Упр.
Упр. «Сдуй Описание
упр.
для разноцветными «Большие шарики».
игрушки
ёжика,
губ,
прищепками.
и
зауч.
потешки
добавить
маленькие
«Жадина».
новые.
барабаны».

№6

№7

№8

Комплекс
Упр.
со
арт.
упр. стихами
для губ.
«Капуста»,
повторение
«Семья»,
«Зайка».
Комплекс
Массаж
с
арт.
грецким
гимнастики орехом,
упр.
для губ и «Солнышко».
челюстей

Д/игра
Упр. «Сдуй
«Колоколь бабочку».
чики Диньдон».

Комплекс
арт.
гимнастики
для губ и
челюстей.

Упр.
«Лягушка
и
лягушата».

Массаж
с
мячами
с
шипами и упр.
с прищепками.

Д/игра
«Собери
овощи и фрукты в
корзины»,
классификация.

Д/игра
Упр. «Сдуй Д/игра «Угадай,
«Живые
снежинку». чего не стало?»
звуки» (на
полянке).
Упр.
Д/игра
«Узнай
«Подуй на овощи и фрукты
полоски
по
описанию»,
бумаги».
загадки.

Ноябрь
№
Развитие
Развитие
занятия артикуляционного мелкой
аппарата
моторики
рук

Развитие
фонемати
ческого
слуха

№9

Упр.
«Жуки
летают,
жужжат».

№ 10

№ 11

Артик. упр. для
языка «Лопаточка»,
«Стрелочка»,
«Часики».

Упр.
«Вышли
пальчики
гулять»,
повтор
других
упр.
со
стихами.
Артик. упр для губ Массаж
с
и языка, «Наш еловыми
забавный язычок», шишками,
разучивание.
со стихами.
Комплекс
артик. Массаж
гимнастики
для еловыми

Развитие Развитие
дыхания связной
речи,
обогащение
словаря/дид.игр
ы
Упр.
Дид/игра «Один «Осенний много».
ветер».

Упр.
Упр.
«Комарики «Вертуш
летают и ка».
звенят».

с Упр.
«Жуки

Упр.
и «Подуй

Закрепить
названия
домашних
и
диких животных.
Д/игра
детки?»,

«Чьи

языка
карточками.

№ 12

с шишками,
повторение
упр.
со
стихами.

комарики»,
различение
,
звукоподра
жание.
«Сказка о Веселом Упр.
«Где Упр.
язычке»,
комарики
«Насосы».
Арт.
гимнастика живете?»
для губ и языка.

№ 13

«Сказка о Веселом
язычке»,
чередование упр.
«Улыбка»,
«Хоботок».

№ 14

«Сказка о Веселом Повторить
язычке», добавить массаж
с
упр. «Индюк».
плоскими
расческами.

№ 15

«Сказка о Веселом
язычке»,
чередование упр.
«Слоник»,
«Лягушка».
«Сказка о Веселом
язычке», добавить
упр. «Качели».

№ 16

Массаж для
рук
с
плоскими
расческами
с ручкой.

Разучивание
упр.
Ты
кто?»,
повторение
«Комарики».
Разучивание
упр.
со
стихами
«Апельсин».

на
полоску
бумаги».

закрепить
названия
детенышей.

Описание мягкой
игрушки слона,
стих.
«Спать
пора»
А. Барто.
Упр.
Упр.
Познакомить
с
«Большие «Сдуй
дикими
и
снежинку животными:
маленькие ».
олень,
лось,
колокольчи
дикий кабан.
ки».
Д/игра
Упр.
Дид/игра «Скажи
«Угадай на «Вертуш ласково».
слух
ка».
музыкальн
ый
инструмен
т».
Д/игра
Упр.
Дид/игра
«Кто
«Загони
«Большой
позвал?»
мяч
в маленький».
ворота».
Упр.
«Большие
и
маленькие
барабаны».

Упр.
«Сдуй
снежинку
».

Упр.
«Сдуй
ватный
шарик».

Дид/игра
«Что
бывает осенью?»,
загадки
про
осень.

Декабрь
№
Развитие
Развитие мелкой Развитие
занятия артикуляци моторики рук
фонематичес
онного
кого
аппарата
слуха

Развитие
дыхания

№ 17

Упр. «Ветерок».

«Сказка
Веселом

о Разучивание
комплекса

Д/игра
«Поезд»,

на

Развитие
связной
речи,
обогаще
ние
словаря/
дид.игры
Дид/игра
«Подска

№ 18

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

язычке» ,арт
ик. упр. для
языка и губ.
«Сказка
о
Веселом
язычке»,
артик. упр.
для губ и
языка.
«Сказка
о
Веселом
язычке»,
добавить
новое упр.
«Катушка».

пальчиковой
гимнастики.

звукоподража
ние.

Массаж с бигудями- Упр. «Часы» Упр.
липучками,
со (бим-бом,
«Фонарики».
стихами.
тик-так, тринтрин).
Пальчиковая
Д/игра «Кто Упр.
«Сдуй
гимнастика,
позвал?»
снежинку».
добавить упр. «Этот (изменённым
пальчик».
голосом).

жи
словечко
».
Дид/игра
«Что
бывает
зимой».

Описание
мягкой
игрушки
– зайца,
стих
«Зайка»
А. Барто.
«Сказка
о Массаж с бигудями- Д/игра «Кто в Упр. «Ветряная Д/игра
Веселом
липучками,
упр. домике
мельница».
«Что
язычке»,
«Этот
пальчик», живет?»
лишнее?»
добавить
повторить.
упр.
для
челюстей.
«Сказка
о Упр. с массажными Упр.
Упр. «Подуй на Дид/игра
Веселом
расческами,
«Индюшка и полоски
«Назови
язычке»,
повторить упр. со индюшата».
бумаги».
зимнее
добавить
стихами.
словечко
упр.
».
«Грибок».
«Сказка
о Пальчиковая
Упр.
Упр. «Ветерок». Дид/игра
Веселом
гимнастика,
«Большие и
«Наоборо
язычке»,
добавить
упр. маленькие
т».
добавить
«Солнышко».
колокольчики
упр.
».
«Маляры».
«Сказка
о Повторить упр. с Упр.
Упр.
«Сдуй Д/и
Веселом
массажными
«Лошадки
пушинку».
«Продол
язычке»,
расческами.
скачут».
жи
добавить
цепочку
упр. «Киска
слов».
сердится».
«Сказка
о Комплекс
Упр.
Упр. «»Загони Закрепит
Веселом
пальчиковой
«Машины
мяч в ворота».
ь оттенки
язычке»,
гимнастики.
большие
и
цветов в
добавить
маленькие».
д/игре
упр.
«Собери

«Змейка».

игрушки»
.

Январь
№
Развитие
Развитие мелкой Развитие
занятия артикуляцио моторики рук
фонематичес
нного
кого
аппарата
слуха

№ 25

№ 26

№ 27

Артик. упр.
для языка и
губ
«Наш
забавный
язычок».

Самомассаж
ручек
«Наши
ручки
непростые».

Артик. упр.
для языка и
губ
«Наш
забавный
язычок».
Артик. упр.
для языка и
губ
«Наш
забавный
язычок».

Упр. с грецкими Упр.
«Кто
орехами.
умеет
шипеть?»
(змея,
гуси,
ветер).
Упр. «Животные Упр. «Часы»,
зимой».
различение
звукоподража
ний.

Развитие
дыхания

Развитие
связной
речи,
обогащение
словаря/ди
д.игры

Упр. «Поезд», Упр. «Чья ба
Дид/игра
«Корабль»,
бочка
дальше «Один
различение
улетит».
много».
звуков.
Упр.
«Вертушка».

-

Дид/игра
«Что бывает
зимой».

Упр. «Подуй на Дид
/игра
ленточки».
«Назови
ласково».

№ 28

Артик. упр. Упр. с грецкими
для языка и орехами.
губ
«Наш
забавный
язычок».

Упр.
на Упр.
различен.
шарик».
Звуков
«Жуки»,
«Комарики».

№ 29

Артик.
Упр. «Животные
гимнастика с зимой».
использовани
ем домика с
язычком.

Упр.
«Насосы»,
«Змеи
шипят»,
различение
звуков.

«Сдуй Загадки
зиме.

Упр. «Цветок».

о

Дид
/игра
«Один
много».

№ 30

Артик.
Самомассаж
гимнастика с ушек.
использовани
ем домика с
язычком.

Упр.
Лошадки»,
«Поезд»,
различение
звукоподража
ний.

Упр.
«Сдуй Загадки
снежинку».
зиме.

о

Февраль
№
Развитие
Развитие мелкой Развитие
Развитие
занятия артикуляцио моторики рук
фонематическ дыхания
нного
ого
аппарата
слуха
№ 31

Арт. упр. с Упр. «Животные Упр.
«Звуки Упр.
использовани зимой».
заблудились». «Шарик».
ем карточек
со стихами.

№ 32

Арт. упр. с Упр. «Пальчики» Упр. «Слово Упр.
использовани (с массажем).
заблудилось». «Ветерок».
ем карточек
со стихами.

№ 33

Артик.
гимнастика +
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка».
Артик.
гимнастика +
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка».
Артик.
гимнастика +
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка».

№ 34

№ 35

Упр. «Я
кормлю
птиц».

зимой
всех

Упр.
«Маша
варежку надела».

Упр.
«Я зимой
кормлю
всех
птиц».

Развитие
связной
речи,
обогащение
словаря/дид.
игры
Дид
/игра
«Что бывает
зимой».

Повторение
стихотворени
е
А.
Барто
«Игрушки».
Упр.
«Где Упр. «Задуем Закрепить
позвонили?»
свечу».
название
мебели
в
д/игре
«Покажи
и
назови».
Упр.
Упр. «Надуем Познакомить
«Подскажи
шарики».
с
новой
словечко».
мебелью:
трельяж,
кушетка,
пуфик.
Упр.
Упр.
Д/игра
«Угадай,кто
«Цветок».
«Узнай
сказал».
мебель
по
описанию».

№ 36

№ 37

№ 38

Артик.
гимнастика +
пальчиковая
гимнастика
«Стенка,
стенка».
Арт.
упр.
«Новая
сказка
о
Веселом
язычке».

Самомассаж ручек Упр. «Закончи Упр
«Сдуй Упр. «Назови
и ушек.
рифму».
листочек».
части
предмета»
(мебели).

Повторение упр. Упр. «Угадай, Упр. «Подуй Закрепить
«Животные
кто
как на
полоски название
зимой» «Капуста», кричит?»
бумаги».
посуды
в
«Замок» и др.
д/игре
«Найди
и
назови».
Арт.
упр. Упр. с граненым Упр.
«Кто Упр. «Задуем Д/игра
«Новая
карандашом.
сказал?»
свечу».
«Найди
сказка
о
предмет по
Веселом
описанию»
язычке».
(посуда).

Март
№
Развитие
Развитие
занятия артикуляционного мелкой
аппарата
моторики
рук
№ 39

Арт. упр. «Новая
сказка о Веселом
язычке».

№ 40

Арт. упр. «Новая
сказка о Веселом
язычке».

№ 41

Комплекс
артикуляционной
гимнастики
«Научим
зайку
говорить».

Развитие
фонематичес
кого
слуха

Развитие
дыхания

Развитие
связной
речи,
обогащение
словаря/ди
д.игры
Упр. «Кулак, Упр. «Закончи Упр.
«Сдуй Упр.
ладонь,
предложение». ватный
«Назови
ребро»
шарик».
части
(медленно,
целого»,
затем
(посуда).
быстрее).
Упр.
с Упр.
«Где Упр.
Познакомит
граненым
звенит?»
«Ветерок».
ь с новой
карандашом,
посудой:
орехом.
шумовка,
дуршлаг,
кофеварка.
Упр. «Мой Упр. «Повтори Упр.
Закрепить
мизинчик» - за взрослым «Ветерок».
название
заучивание, цепочку
посуды,
повторение слогов».
д/игра
др. упр. со
«Найди

№ 42

Комплекс
артикуляционной
гимнастики
«Научим
мишку
говорить».

№ 43

Комплекс
арт.
гимнастики
«Сказка о веселом
язычке».

№ 44

Комплекс
арт.
гимнастики
«Сказка о веселом
язычке».

№ 45

«Сказка о Веселом
язычке»
артикуляционная
гимнастика.

стихами.
Рисование
пальцами на
песке
(песочницы
с
подсветкой».
Упр.
–
рисование
пальцами на
песке
загадочных
фигур.
Упр.
«Грачи»
заучивание,
повторение
«Мой
мизинчик».

Д/игра
«Найди
предмет»
зарытые
песке.
«Сказка о Веселом Упр.
язычке»
- «Работа»,
артикуляционная
повторение
гимнастика.
«Грачи».

№ 46

Упр.
«Кукушка
дудочка».

Упр.
и «Цветок».

пару».
Д/игра
«Узнай
предмет по
описанию» (посуда).

Упр.
«Идут Упр. « Сдуй
животные»
бабочку».
(слоны,
поросята,
ежата).

Д/игра
«Назови
части
посуды»,
загадки
о
посуде.
Упр. «Позови Упр.
Упр.
свою маму».
«Насосы».
«Закончи
рифму», по
произведен
ию
«Федорино
горе».
Упр. «Слово Упр. «Надуем Закрепить
заблудилось». мяч».
название
перелетных
в
птиц.
Игры
с Упр.
заданиями на «Часики».
звукоподража
ние.

Закрепить
название
зимующих
птиц.

Апрель
№
занятия

Развитие
артикуляци
онного
аппарата

Развитие
мелкой
моторики рук

№ 47

«Сказка
о
Веселом
язычке»
артикуляцио

Д/игра «Найди
такой
же
предмет»
зарытый
в

Развитие
Развитие
фонематического дыхания
слуха

Развитие
связной
речи,
обогащени
е
словаря/ди
д.игры
Упр.
«Спой Упр.
Д/игра
разные песенки» «Подуй на «Найди
(ла-ла-ла, ля-ля- листок».
картинки
ля).
птиц
и

нная
гимнастика.

песке.

назови».

№ 48

«Сказка
о Повторение
Упр.
«Цепочка Упр. «Сдуй
Веселом
упр. со стихами. слогов».
пушинку».
язычке»
артикуляцио
нная
гимнастика.

№ 49

Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок».

Упр.
с
деревянными
палочками
«Барабанщики».

Упр.
«Найди Упр.
братца»,
«Насосы».
различение звуков
мягких, твердых.

№ 50

Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок».

Упр.
с
деревянными
палочками
«Барабанщики».

Упр.
«Найди Упр.
товарища»,
«Понюхай
различение звуков цветок».
звонких и глухих.

№ 51

Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок».

№ 52

Комплекс
арт.
гимнастики
«Наш
забавный
язычок».

№ 53

№ 54

Упр.
«Летает, не
летает»,
зауч.
«Начинает
ся
считалка».
Закрепить
названия
деревьев,
зауч. стих.
«Ива».

Д/игра
«Узнай
дерево по
описанию,
сравнение
сосны
и
ели.
Упр.волнушки», Упр.
«Звуки Упр. «Сдуй Д/игра «С
повторение
заблудились».
бабочку с какого
считалок
цветка».
дерева
Т. Коти.
семена?»,
загадки о
деревьях.
Упр.
«Раз Упр.
«Слово Упр.
малинка,
два заблудилось».
«Задувание
малинка»,
свечи».
повторение
«Волнушки».

Познакоми
ться
с
новыми
деревьями,
закрепить
их
названия.
Арт.
Упр.
с Упр. «Большие и Упр.
Закрепить
гимнастика
деревянными
маленькие
«Подуй на названия
со стихами и палочками
колокольчики».
одуванчик». кустарнико
упр.
с «Музыканты».
в,
пальчиками.
рассмотрет
ь картинки.
Арт.
Упр.
с Упр.
«Повтори Упр.
Д/игра «С

гимнастика
деревянными
со стихами и палочками
упр.
с «Музыканты».
пальчиками.

цепочку слогов».

«Надуй
шарик».

какого
кустарника
листок?»

Май
№
Развитие
Развитие
заняти артикуляционного мелкой
я
аппарата
моторики
рук
№ 55

№ 56

Арт. гимнастика со Упр. «Пчелы
стихами и упр. с и
мишка»,
пальчиками.
повторение
считалок Т.
Коти
Арт. гимнастика со Повторение
стихами и упр. с упр.
пальчиками.
«Кулачкиладошки»,
«Ты кто?» и
др.

Развитие Развитие
фонемат дыхания
ического
слуха

Развитие
связной
речи,
обогащение
словаря/дид.игр
ы
Упр.
Упр.
Заучивание стих.
«Закончи «Часики». «Дуб»,
рифму».
повторение
«Ива»,
И.
Токмаковой.
Упр.
Упр.
Д/игра
«Узнай
«Большие «Подуй на дерево
по
и
листок».
описанию».
маленьки
е
барабаны
».
Упр.
Упр.
Закрепить
«Угадай, «Насосы». названия цветов,
что
познакомить
с
звучит?»
новыми.
(музык.
игрушки).
Упр.
Упр.
Д/игра
«Узнай
«Гуси и «Понюхай цветок
по
гусята».
цветок».
описанию»,
заучив.
стих.
«Одуванчик».

№ 57

Комплекс
гимнастики
для
щек
челюстей.

арт. Упр.
«Как
живешь?»
и разучивание,
повторение
«По грибы».

№ 58

Комплекс
гимнастики
для
щек
челюстей.

арт. Упр.
со
счетными
и палочками,
выкладывание
на
столе
узоров.

№ 59

Комплекс
гимнастики
для
щек
челюстей.

арт. Упр.
Упр.
Упр.
«Дружба»
- «Оркестр «Сдуй
и разучивание, »,
бабочку».
повторение
различен
«Как
ие
муз.

Познакомить
с
новыми цветами,
д/игра
«Найди
пару».

живешь?».
№ 60

Комплекс
гимнастики
для
щек
челюстей.

арт. Упр.
с
цветными
и пуговицами,
насыпанные в
ёмкость.

№ 61

«Сказка о Веселом
язычке»
артикуляционная
гимнастика.

№ 62

«Сказка о Веселом
язычке»
артикуляционная
гимнастика.

Упр.
«Цветок».
повторение
«Дружба».

Упр.
с
камушками,
выкладывание
на
столе
узоров.
№ 63, «Сказка о Веселом Упр.
с
64
язычке»
камушками,
артикуляционная
выкладывание
гимнастика.
на
столе
узоров.
4. Методическое
программы.
Картинный материал:
•домашние животные
•дикие животные
•деревья
•мебель
•транспорт
•времена года
•овощи и фрукты

Инструме
нтов.
Упр. « На
лесной
полянке»
(жуки и
змеи,
комарики
).
Д/игра,
«Трениро
вка»,
различен
ие
звукопод
ражаний.
Упр.
«Цепочка
слогов»,
глухих и
звонких.
Упр.
«Цепочка
слогов»,
глухих и
звонких.

обеспечение

Упр.
Загадки о цветах,
«Подуй на зауч.
стих.
шарик».
«Колокольчик»,
Е. Серовой.

Упр.
«Подуй на
одуванчик
».

Рассматривание
на
лужайке
одуванчиков,
подбор эпитетов.

Упр.
«Сдуй
листок».

Д/игра «Назови
пять
цветов»,
закрепление
названия.

Упр.
«Сдуй
листок».

Д/игра «Назови
пять
цветов»,
закрепление
названия.

дополнительной

образовательной

2. Картотеки:
развитие

пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, игры на

речевого

дыхания,

игры

на

развитие

фонематического

слуха,

дидактические игры, загадки.

4.1.Содержание

работы

над

решением

задач

дополнительной

образовательной программы.
1. Коррекция звукопроизношения.
−

Воспитание

правильных

артикуляторных

навыков:

работа

над

координацией движений артикуляционного аппарата и общей моторики.
−

Формирование

полноценной

звуковой

стороны:

постановка

и

автоматизация звуков; побуждение детей прислушиваться к своему произношению.
− Работа над слоговой структурой слова.
−

Формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи.

− Развитие речевого слуха и фонематического восприятия: привлечение
внимание к длине слова, последовательности и месте звука в слове.
−

Развитие слухового

и речевого

внимания, слухоречевой

памяти,

слухового контроля.
2.

Развитие просодических компонентов речи.
− Выработка правильного речевого дыхания.
− Воспитание и развитие чувства ритма.
− Развитие интонационной выразительности речи, силы и высоты голоса.
−

Формирование

ритмических

структур,

умения

изменять

и

воспроизводить ритм в различных видах деятельности.
4.2. Теоретическая и методологическая основа программы.
Теоретической

и

методологической

основой

реализации

данной

дополнительной коррекционно-развивающей программы являются принципы,
разработанные в логопедии и дефектологии:

1.

Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью

предупреждения вторичных отклонений.
2.

Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития

детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и
субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление
ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического
развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
3.

Принцип

системного

подхода,

который

предполагает

анализ

взаимодействия различных компонентов речи.
4.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Очень

важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом
общедидактических и специальных принципов:
−

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

− принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
− принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
− принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
− комплексность воздействия на ребенка;
− воздействие на все стороны речи;
− опора на сохранные звенья;
− учет закономерностей онтогенеза;
− учет ведущей деятельности;
− учет индивидуальных особенностей ребенка;
− воздействие на микросоциальное окружение.
4.3. Особенности организации занятий с детьми с нарушениями
звукопроизношения в рамках реализации данной программы:
−

систематические занятия с детьми;

−

логопедическая работа включает в себя развитие артикуляционного

аппарата, формирование произносительных навыков, развитие фонематического
слуха;

−

коррекционное обучение предусматривает также определенный круг

знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и
навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Организация

деятельности участников коррекционного процесса в

течение года определяется поставленными задачами рабочей дополнительной
коррекционно-развивающей программы.
Приложение 1
Диагностические материалы
Для определения уровня речевых возможностей детей разработали карту опираясь
на картинный материал О. Б. Иншаковой «Альбом для логопеда». Срез знаний
провожу в начале, в середине и в конце года. Результаты фиксирую в общую
таблицу.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ

Уч. год

Н.

С.

1

O

O

2

O

3

К.

Н.

С.

К.

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

4

O

O

O

5

O

O

6

O

7

Н.

С.

К.

Н.

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

8

O

O

9

O

10

Связная речь

Грамматика

Лексика

Фонематика

Слоговая структура

Ф. И.

Звукопроизноше ние

№

С.

К.

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

11

O

O

12

O

13

Н.

С.

К.

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

14

O

O

15

O

O

Н.

С.

К

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O–Высокий уровень (красный) O–Средний уровень (зеленый) O–Низкий уровень (синий)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
•Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи в дошкольном
воспитании. - М.: АСТ Апрель, 2002.
•Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.:
Эксмо, 2003.
•Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Спб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
•Цвынтарный В.В. Играем пальчками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 2012.
•Куликова Т. А. «Артикуляционная гимнастика в считалках»- М. 2014.
•Куликовская Т.А. 100 упражнений для формирования словаря дошкольников:
пособие для родителей и педагогов.- М.: АСТ: Астрель. 2009.
•Краузе Е. Логопедия . - 6 — е изд. - Спб: КОРОНА — Век, 2010.
•Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи – 2003.
•Быкова

Н.М.

Игры

и

упражнения

для

развития

речи.

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.
•Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» Спб. 2004.
•Скворцова И. «Логопедические игры» М. 2008.
•Иншаковой О. Б. «Альбом для логопеда». М. «Владос» 2000.

-

Спб.:

ООО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».