ДОП Мастерилка

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Мастерилка»
Художественной направленности для детей 2-3 лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитатель
Филонова Татьяна Сергеевна
Возраст обучающихся: 2-3 лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая
направленность.

программа

имеет

художественную

Новизна опыта: нетрадиционные виды и техники
игр с песком ранее
использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по
изобразительной деятельности.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития
художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения
традиционных приемов обучения нетрадиционными техниками. Работая в этом
направлении, можно убедиться в том, что нетрадиционные виды и техники игр
позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать
творческие способности.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет
потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми
наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не
раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого
воображения обуславливает успешность любого вида профессиональной
деятельности человека. Развитие творческих способностей – одна из главных
задач образовательной области художественно – эстетического развития
дошкольников (ФГОС ДО).
Игра с песком имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию.
Используя в своей работе нетрадиционные игры с песком, мы усиливаем интерес
ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою
деятельность, проявляют самостоятельность, оригинальность и творчество,
рационально используя уже имеющийся опыт. Ребёнок стремится к активной
деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот:
способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская
деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем
успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые
творческие проявления. Занятия с использованием нетрадиционных материалов и
техник способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного
восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений,
творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Педагогическая целесообразность.

Эффективным для художественно – творческого развития детей является
применение нетрадиционных техник и материалов. В процессе работы педагог
активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы,
которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную
педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по
близкой к личному опыту тематике). Вопросами, образными сравнениями,
обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей
передать красоту предметов окружающего мира.
Цель: формирование и развитие творческих способностей детей, сенсорное
развитие.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами игр с песком.
2. Учить детей создавать свой неповторимый и выразительный образ,
используя в своих работах сыпучие материалы, разные способы создания
изображения, соединяя в одной работе разные материалы.
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, композицию. Учить видеть и
понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством
использования нетрадиционных техник.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Данная образовательная программа делает акцент на индивидуальные
особенности, интересы детей. Позволяет делать выбор, проявлять творческие
способности, благодаря разнообразию материалов, форм и техник их применения.
В реализации данной дополнительной программы участвуют дети 1-3 лет.
Программа рассчитана на один год.
Форма реализации программы – групповая.
Занятия проводятся с учетом требований СанПиН:
- продолжительность деятельности зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей;

- учебная нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, физкультминутками;
- регулярность занятий – 2 раза в неделю, во второй половине дня,
продолжительностью 10 минут.
- наполняемость одной группы не более 12 человек.
Ожидаемый результат:
- Учатся использовать различные материалы
- Используют в работе разные дополнительные бросовые материалы
- Экспериментируют
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно
оценивать свою работу
Формами определения результативности данной программы является
педагогическая диагностика (Приложение 1).
Подведением итогов реализации программы служат фото выставки, открытые
занятия.
Календарный учебный график
Наименование

«Мастерилка»

Продолжительность
обучения по
программе
сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 15.09.2023 по
27.12.2023

Заняти Занятий
йв
в месяц
недел
ю

2

8

(15 нед.)
2 полугодие
с 13.01.2024 по
10.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32 недели

Учебный план

Дни в неделю

Формы
промежуточной
аттестации

Открытые
По
занятия,
утвержденному беседы с детьми,
расписанию
анализ детских
работ.

№

Название темы
Вводное занятие,

1.
2
3
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

«Здравствуй, песочек!»
«Отпечатки рук»
«необыкновенные следы»
«мы печем, печем, печем…»
«а где же наши ручки?»
Клад в песочке
«садовник-огородник»
«Норка для мышки»
«К нам приехал паровоз…»
«наш весёлый зоопарк»
«Спрячь игрушки»
«По горам, по долам»
«Кто у нас живет в воде?»
«Во саду ли, в огороде»
«Угости киску»
«Найди машинку»
«Мышонок. Прячем ладошки в песок, а потом
находим»
«волшебное превращение»
«Речка и ручеек. Строим широкие и узкие
канавки в песке»
«Железная дорога»
Вводное занятие, знакомство с тестом
«А мы булочки печем»
«А мы блинчики печем»
«СледОпытики»
«Божья коровка»
«А формы разные бывают…»
«Прятки в тесте»
«Мы слепили красоту»
«Курочка зёрнышки клюёт»
Вводное занятие. Знакомство с пластилином
«Мухомор»
«Светофор»
«Конфетки на тарелочке»
«Витаминки в баночке»
«Весёлая гусеница»
«Кусочек лета в арбузе»
«Цветы на полянке»
«Ёжик»
«Шишки для белочки»
«А мы любим виноград»
«Спрячем колобка»
«Наш веселый паровоз»
«Собрали мы букетик»
«Чудо-дерево»
Вводное занятие, знакомство с аппликацией.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Количество часов
Всего Теорети Практич
часов
ческие
еские
занятия занятия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

«Цветочная корзина»
«Пушистые веточки»
«Ёлочка»
«Цветочек»
«Яблони в цвету»
«Мороженое»
«Крошка цыплёнок»
«Мы слепили снеговик»
«Одуванчики»
«Мишка с шариками»
«Бусы для мамочки»
«Дом»
«Гусеничка»
«Зайка беленький»
«Аквариум»
«Бяшки-барашки»
«Ёжик-колючий»
Итого

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
64

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
месяц
октябрь

Вид деятельности
1

Тема занятия
Вводное занятие,
«Здравствуй,
песочек!»

2. лепка

«Отпечатки рук»

3. Лепка

«Необыкновенные
следы»

4. Лепка

«Мы печем, печем,
печем…»

Задачи занятия
Ознакомление с
кинетическим
песком, снятие
эмоционального
напряжения,
развитие мелкой
моторики
Научить делать
отпечатки ладошек
на песке,
внутренней и
внешней стороной
кисти, развитие
мелкой моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения
Научить изображать
на песке отпечатки
следов медведя,
змейки, зайчика,
развивать мелкую
моторику,
воображение, речь
Научить печь из
песка куличики, при

ноябрь

5. Лепка

«А где же наши
ручки?»

6. Игра

Клад в песочке

7. Игра

«садовникогородник»

8. Игра

«Норка для мышки»

9. Лепка

«К нам приехал
паровоз…»

10. Лепка

«наш весёлый
зоопарк»

помощи формочек.
Развитие мелкой
моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения
Научить закапывать
ручки в песок, а
потом находить.
Развитие мелкой
моторики, речи,
воображения.
Развитие мелкой
моторики,
воображения, речи,
научить искать
мелкие предметы в
песке
Научить делать
граблями кучки из
песка. Развитие
мелкой моторики,
воображения, речи
и снятие
эмоционального
напряжения
Научить копать
норку для мышки
лопаткой или рукой,
развитие мелкой
моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения
Развитие мелкой
моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения.
Закрепить умение
ставить отпечатки
на песке
Развитие мелкой
моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения.
Закрепить умение

11. игра

«Спрячь игрушки»

12. игра

«По горам, по
долам»

13. лепка-игра

«Кто у нас живет в
воде?»

14.

«Во саду ли, в
огороде»

15. игра

«Угости киску»

16. игра

«Найди машинку»

ставить отпечатки
на песке
Научить искать
игрушки или
мелкие предметы в
песке, развитие
мелкой моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения.
Дать представление
понятия высокий –
низкий. Развитие
мелкой моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения.
Научить лепить из
песка рыбок,
морских звезд,
ракушек, развитие
мелкой моторики,
воображения, речи
и снятие
эмоционального
напряжения.
Научить лепить
овощи, фрукты
руками и с
помощью
формочек, развитие
мелкой моторики,
воображения, речи,
обогащение
словарного запаса
ребенка
Развитие внимания,
воображения и
моторики. Детям
предлагается
«сварить» кашу для
киски, разложить ее
по игрушечным
кастрюлькам и
тарелочкам, и
угостить киску
Закопать в песке
несколько разных
небольших игрушек
и предложить детям

Декабрь

17. игра

«Мышонок. Прячем
ладошки в песок, а
потом находим»

18.Игра-рисование

«волшебное
превращение»

19. Игра

«Речка и ручеек.
Строим широкие и
узкие канавки в
песке»

20. Игра

«Железная дорога»

21.

Вводное занятие,
знакомство с
тестом

22. разминание

«А мы булочки
печем»

23. шлепанье

«А мы блинчики
печем»

24.разминание,
шлепанье,
штампирование

«СледОпытики»

найти машинку,
развивать моторику
и мышление
Развитие мелкой
моторики,
воображения и
снятие
эмоционального
напряжения
Развивать
воображение и
мелкую моторику
руки. Воспитатель
рисует на песке круг
и превращает его в
солнышко, мяч,
колесо, шарик и т.п.
Развивать
мышление,
внимание,
знакомить с
понятиями
широкий- узкий,
большой-маленький
Развивать
абстрактное
мышление,
внимание, учить
строить дороги,
мостики из песка
Обучение разным
приемам работы с
пластичным
материалом
(тестом):
отщипывание
Научить разминать
тесто пальчиками и
ладошками,
развивать мелкую
моторику
Развивать мелкую
моторику рук,
формировать
интерес к работе с
тестом, продолжать
знакомить с тестом,
учить шлепать по
тесту ладошками
Развиваем
координацию
движений, мелкую

25. отщипывание,
лепка

«Божья коровка»

26. штампирование

«А формы разные
бывают…»

27. разминание

«Прятки в тесте»

28.

«Мы слепили
красоту»

39. Отщипывание

«Курочка зёрнышки
клюёт»

30. разминание

Вводное занятие.
Знакомство с
пластилином

31. отщипывание,
лепка

«Мухомор»

32. отщипывание,
лепка

«Светофор»

Январь

моторику рук,
воображение.
Штампами
оставляем следы на
тесте.
Развитие
воображения,
координации
движений, развитие
речи
Познакомить с
формами, развитие
речи, мелкой
моторики
Научить разминать
тесто двумя руками,
развивать мелкую
моторику,
прививать интерес к
работе с тестом
Развитие мелкой
моторики,
воображения,
прививать чувство
красоты. Научить
вдавливать в тесто
фасоль
Научить
отщипывать
маленькие кусочки
теста от большого
куска, развивать
мелкую моторику,
воображение, речь
Познакомить с
пластилином,
научить разминать
пластилин двумя
руками, развивать
мелкую моторику,
знакомство с
цветами
Развитие мелкой
моторики, развитие
речи, воображение,
расширение
словарного запаса,
знакомство с
грибамимухоморами
учить разминать
пластилин двумя

Февраль

Март

33.

«Конфетки на
тарелочке»

34.

«Витаминки в
баночке»

35.

«Весёлая гусеница»

36.

«Кусочек лета в
арбузе»

37.

«Цветы на полянке»

38.

«Ёжик»

39.

«Шишки для
белочки»

40.

«А мы любим
виноград»

41. разминание,
лепка

«Спрячем колобка»

42.

«Наш веселый
паровоз»

43.

«Собрали мы

руками, развивать
мелкую моторику,
изучение цвета
учить разминать
пластилин двумя
руками,
отщипывать от
большого куска,
развивать мелкую
моторику, изучение
цвета
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи изучение
цветов
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи изучение
цветов
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи, обогащение
словаря
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи, изучение
цвета
Развитие

букетик»

Апрель

44.

«Чудо-дерево»

45.

Вводное занятие,
знакомство с
аппликацией.
«Цветочная
корзина»

46.

«Пушистые
веточки»

47.

«Ёлочка»

48.

«Цветочек»

49.

«Яблони в цвету»

50.

«Мороженое»

воображения,
мелкой моторики,
речи, изучение
цвета
Развитие
воображения,
мелкой моторики,
речи, изучение
цвета
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей.
Аппликация и
кусочков салфеток
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей,
изучение цвета
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей.
Аппликация из
комбинированных
материалов (яичная
коробка, пластилин,
цв.бумага)
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей.
Аппликация из
кусочков салфетки
Развитие

51.

52.

53.

54.

55.

56.

воображение,
мелкой моторики,
сенсорики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы. Аппликация
из ватных дисков
«Крошка цыплёнок» Развитие
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы. Аппликация
из ватных дисков
«Мы слепили
Развитие
снеговик»
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы. Аппликация
из ватных дисков
«Одуванчики»
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы. Аппликация
из ватных дисков
«Мишка с
Развитие
шариками»
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы.
«Бусы для
Развитие
мамочки»
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы.
«Дом»
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,

Май

57.

«Гусеничка»

58. отщипывание,
валяние

«Зайка беленький»

59.

«Аквариум»

60.

«Бяшки-барашки»

61.

«Ёжик- колючий»

Необходимые материалы

формы.
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
формы.
Научить работать с
ватными шариками,
развитие мелкой
моторики,
творческих
способностей,
сенсорных
способностей,
обучение понятиям
«много-мало»
Развитие
воображение,
мелкой моторики,
творческих
способностей,
изучение цвета,
изучение водной
фауны, расширение
словарного запаса
Научить работать с
нестандартным
материалом
(макаронами, ватой)
развитие мелкой
моторики,
творческих
способностей,
сенсорных
способностей,
обучение понятиям
«много-мало»
Комбинированная
аппликация,
научить втыкать
макароны в
пластилин, развитие
мелкой моторики,
воображения

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Кинетический песок
Цветная бумага
Фольга
Ватные диски, вата, ватные палочки
Салфетки разного цвета
Различные крупы
Цветные и простые карандаши
Фантики
Бросовый материал
Приложение 1

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В
отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе
свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного
выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры,
цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого,
среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и
инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он
видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и
выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать
материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии
по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана
система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений
экспериментаторов.

Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 1-3 лет
(первая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
•
•
•
•
•
•

Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам
декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и
материалами;
Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для
обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах
изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

•
•
•
•
•

Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
Передача формы и цвета доступными художественными способами;
Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их
изображением;
Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и
композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.

Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает
изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные
иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве
и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их
узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу,
действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого
включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать
аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с
инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в
совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию
создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название
цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика

№
п/
п

Ф. И.
ребенк
а

Проявление
интереса к
иллюстраци
ям

Экспериментирова
ние с
художественными
инструментами

Освоение
способов
зрительног
ои
тактильног
о
обследован
ия

Эмоционально
сть и интерес

Передача
представлен
ий и
впечатлений

Создани
е
образов
предмет
ов и
явлений

Интерес к
обыгрыван
ию образов

Знание
основн
ых
цветов

Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень

Методическая литература
1.Г.Г. Григорьева «Малыш в стране акварелия» / Г.Г. Григорьева. – М. :
Просвещение, 2006. – 111 с.
2. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 2-3 лет»/ Д.Н. Колдина. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016. – 48 с.
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Ранний возраст. –
М .: Карапуз –дидактика, 2007 г. – 144 с.
4. Е.М. Павлова Программа дополнительного образования «Волшебный песочек»
комплексное развитие детей 2-3 лет на занятиях с кинетическим песком / Е.М.
Павлова. – Волгоград: Учитель. – 83 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».