Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Детство» УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНА приказ от 30.05.2023 № 56 на педагогическом совете протокол от 30.05.2023 № 4 Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» Социально-гуманитарной направленности для детей 6-7 лет ознакомительный уровень Автор-составитель программы: воспитатель Васильева Елена Викторовна Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2023 Пояснительная записка Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Актуальность программы в том, что в последнее время сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным. Поэтому нами составлена дополнительная образовательная программа «Подготовка к школе». Программа имеет социально – гуманитарную направленность. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действий. Педагогическая целесообразность: Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к школе, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, чтению, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок. В программу включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Цель программы: Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую; создание предпосылок к школьному обучению. Задачи программы: 1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь. 3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Общая характеристика программы Программа подготовки к школе идет по следующим направлениям: 1. Развитие внимания и памяти. 2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. 3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте. 4. Развитие умственных способностей. 5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 6. Развитие волевой готовности ребенка. Принципы работы при подготовке детей к обучению: • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; • системность и плановость; • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса; • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам • вариативность содержания и форм проведения занятий; • наглядность. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Организационно – педагогические условия реализации программы. Сроки реализации. Возраст воспитанников. Занятия проходят 2 раза в неделю для детей 6 – 7 лет, по 30 минут. Занятия проводят с группой детей. Формы проведения занятий Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. • инсценировка; • ролевая игра; • предметная игра; • сочетание всех элементов на одном уроке. Планируемые результаты В результате обучения по программе подготовительного курса воспитанник сможет: 1. Отчётливо и ясно произносить слова: • выделять из слов звуки; • находить слова с определённым звуком; • определять место звука в слове; • соблюдать орфоэпические нормы произношения; • составлять предложения на заданную тему по опорным словам: • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; • ориентироваться на странице тетради; • писать основные элементы букв; • рисовать узоры и различные элементы. 2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10: • соотносить цифру с числом предметов; • пользоваться арифметическими знаками действий; • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; • измерять длину предметов с помощью условной меры; • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера; • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; • ориентироваться на листе клетчатой бумаги. 3. В результате обучения по программе подготовительного курса воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через: • развитие коммуникативности • развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук • развитие наблюдательности развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий • развитие инициативности и самостоятельности Воспитанник будет способен проявлять: • Усидчивость при выполнении работ • Эмоциональную отзывчивость • Доброжелательность Формой итогового контроля усвоения изученного материала программой предусмотрены диагностические занятия. Календарный учебный график Наименование Продолжительность обучения по программе Заняти Занятий йв в месяц неделю сентябрь – май 1 полугодие «Подготовка к школе» Формы промежуточной аттестации Открытые занятия, беседы По с детьми, анализ утвержденному детских работ. расписанию Всего 64 часа с 15.09.2023 по 27.12.2023 Дни в неделю 2 8 (15 нед.) 2 полугодие с 13.01.2024 по 10.05.2024 (17 нед.) Общая: 32 недели Учебный план (64 часа) № п/п 1 2 Тематика занятия Кол- Теоретические Практические Формы во занятия занятия контроля часов Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. 1 Гласный звук [а].Буквы А, а. Письмо букв А,а. 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Число 1. Цифра 1. 4 5 6 Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. 1 Гласные звуки [о], [у]. Буквы О, о; У, у. Письмо букв О,о,У,у. Упражнение в чтении 1 Первый, последний, предпоследний. 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 3 1 1 7 Наклонная линия, круг, овал. Звук [ы]. Буква ы. Звук [э] Буквы Э,э Письмо букв ы,Э,э. Упражнение в чтении 1 Число 2. Цифра 2. Состав числа 2. 1 1 10 Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом. 1 11 Звуки [л], [л`]. БуквыЛ,л Письмо букв Л,л Упражнение в чтении. 8 9 12 13 14 15 16 Пара. Столько же. Сочетания «жи – ши». Рабочая строка. Звуки [м], [м’] [н], [н’]. Буквы М,м,Н.н.Письмо букв М, Нн. Упражнение в чтении 1 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Знаки « «+», «-», « =». Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Звуки [р], [р’]. Буквы Р,р Письмо букв Р,р.Упражнение в чтении 1 Решение примеров. 1 Наблюдения педагога 1 Наблюдения педагога 1 Работа в тетради с направляющей линией (по письму) 1 1 Наблюдения педагога Буквы Я,я Письмо букв Я,я. Упражнение в чтении Звук [и]. Буквы И, и. Письмо букв И, и. Упражнение в чтении. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. Треугольник. Решение задач 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Разлиновка тетради по письму. Наклон. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. 1 1 Наблюдения педагога Буквы Ю,ю. Письмо букв Ю,ю Упражнение в чтении 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Наклон в тетради с направляющей линией. Овал большой и маленький 1 1 Наблюдения педагога Буквы Е,е , Ё,ё.Письмо букв Е,е,Ё,ё.Упражнение в чтении 1 1 Наблюдения педагога Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. Квадрат. Составление и решение задач 1 1 Наблюдения педагога Работа в тетради с направляющей линией 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения Больше.Меньше.Одинаковое количество. Знаки«<»,«>»,«=».Сравнение чисел. Звуки [к], [к`], [г], [г`].Буквы К,к,Г,г. Письмо букв К,к,Г,г. 29 Упражнение в чтении 1 1 30 Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник Составление и решение задач Наблюдения педагога 1 1 31 Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. Шестиугольник 1 1 Наблюдения педагога Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. 1 1 Наблюдения педагога Звуки [в], [в’]. [ф], [ф`]. Буквы В,в Ф,ф Письмо букв В,в,Ф,ф. Упражнение в чтении. 1 1 Наблюдения педагога Числа 1-6. Сравнение чисел. Решение задач. 1 1 Наблюдения педагога 1 1 37 Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и дугообразная линии. Наблюдения педагога 1 1 38 Звуки [з], [з’]. [ с] и [с’]. Буквы З,з, С,с. Письмо букв З,з,С,с. Упражнение в чтении. Наблюдения педагога Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. 1 1 39 Наблюдения педагога 1 1 40 Удлинённые линии с петлёй внизу. Наблюдения педагога Звуки [б], [б’]. [п] и [п’]. Буквы Б,б,П,п.. Письмо букв Б,б,П,п. Упражнение в чтении. 1 1 Наблюдения педагога Числа 1-7. Решение числовой 1 1 Наблюдения 32 Звуки[д], [д`]. [т], [т`].Буквы Д,д, Т,т. Письмо педагога Букв Д,д,Т,т. Упражнение в чтении. 33 34 35 36 41 42 цепочки. 1 1 43 Удлинённые линии с петлёй вверху. Наблюдения педагога 1 1 44 Звуки [х], [х`]. буквы Х,х. Письмо букв Х,х. Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. 1 1 Наблюдения педагога Звук [ж]. Буквы Ж,ж Письмо букв Ж,ж. Звук [ш], буквы Ш, ш. Письмо букв Ш,ш. 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога Звук [щ`] Буквы Щ,щ Письмо букв Ш,ш,Щщ. Звук [ч`]. Буквы Ч,ч Письмо букв Ч,ч. Упражнение в чтении 1 1 Наблюдения педагога Состав числа 8. Решение задач. 1 1 50 Наблюдения педагога 1 1 51 Звук [ц]. Буквы Ц,ц. Письмо букв Ц,ц. Наблюдения педагога Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Решение задач. 1 1 Наблюдения педагога Согласный звук [й’]. Буквы Й, й. Письмо букв Й,й. Упражнение в чтении 1 1 Наблюдения педагога 1 1 54 Состав числа 9. Решение задач Наблюдения педагога 1 1 55 Буква ь – показатель мягкости согласных, Наблюдения педагога педагога Упражнение в чтении. Состав чисел 3,4,5,6,7 45 46 47 Упражнение в чтении 48 49 Число 8. Цифра 8 Состав числа 8. Многоугольники Упражнение в чтении 52 53 разделительный Ь. Письмо буквы Ь. Упражнение в чтении Число 0. Цифра 0. Сравнение чисел. Решение задач. 1 1 Наблюдения педагога 1 1 57 Буква Ъ. Письмо буквы Ъ. Упражнение в чтении Наблюдения педагога 1 1 58 Число 10. Состав числа 10. Решение задач. Наблюдения педагога 1 1 59 Развитие навыка слогового чтения Наблюдения педагога Состав чисел первого десятка. 1 1 60 Наблюдения педагога 1 1 61 Развитие навыка слогового чтения Наблюдения педагога Сложение в пределах 10. 1 1 Наблюдения педагога Обучение слоговому чтению 1 1 Наблюдения педагога 1 1 Наблюдения педагога 63 Наблюдения педагога 56 62 63 64 Дни недели. Времена года. Год. ИТОГО 1 64 Содержание программы (64 часа) Содержание, предложенное для подготовки к обучению в школе программой, соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностноориентированных и развивающих технологий. Структура программы Данная программа состоит из трех разделов: • обучение слоговому чтению и развитие речи; • математика; • работа по развитию и укреплению мелкой моторики. 1. Обучение слоговому чтению и развитие речи Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении. Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма. Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др. Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками. Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память. Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д. Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду. 2. Математика Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал. Десяток 1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений). 2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от О до 10. Их чтение и запись. 3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно». 4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание. 5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего. 6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале). 7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. 8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник). 3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной. Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки. Программа работы по развитию и укреплению мелкой моторики 1. Штриховка (Тетрадь в линию). 2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. 3. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики. Способы определения освоения программы: Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики. Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий. Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Рекомендуемые задания для диагностики: 1. Развитие мелкой моторики Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу). • «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка). • Завязывание шнурков разной величины. • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера. • 2. Ориентировка в пространстве • • Продолжить узор по клеточкам. Д/И «Найди, где спрятано?». 3. Срисовывание образца Задания на листе бумаги в клетку, в линейку. • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение). 4. Штриховка • Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм. Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения. 5. Графический диктант • Графический диктант по словесной инструкции. 6. Вырезание ножницами • Вырезание силуэта предмета, буквы, цифры. • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.) Критерии оценки деятельности ребенка: Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в таблицу: ●-навык полностью сформирован. ○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования. ◌-навык не сформирован. • № Ф.И. ребенка Развитие мелкой моторики рук Развитие графических навыков Ориентирова ние в пространстве Копирован ие образца 1 2 Материально-техническое обеспечение • учебно-тематическое планирование; • рабочие тетради; • прописи; • наглядные пособия; • счетный материал Штриховка Графическ ий диктант Выре зание ножн ицам и • ИКТ