ДОП Подготовка к школе

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:

РАССМОТРЕНА

приказ от 30.05.2023 № 56

на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная общеразвивающая программа
«Подготовка к школе»
Социально-гуманитарной направленности для детей 6-7 лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитатель
Васильева Елена Викторовна
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять
ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его
познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности
в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным
умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Актуальность программы в том, что в последнее время сокращается
количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители
обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят
дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об
окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как
интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс
дальнейшего обучения таких детей сложным. Поэтому нами составлена
дополнительная образовательная программа «Подготовка к школе».
Программа имеет социально – гуманитарную направленность.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного
подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем
самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А
воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их
поисковые действий.
Педагогическая целесообразность:
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как
готовить ребенка к школе, на чем нужно заострить внимание, в необходимости
представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, чтению,
как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть
ребенок.
В программу включен материал разной степени сложности - от
необходимого минимума до возможного максимума. Наряду с заданиями,
выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в
схематизированной и знаковой форме.
Цель программы:
Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую; создание предпосылок к школьному
обучению.
Задачи программы:
1.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие
познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе,
воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2.
Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим,
стремления оказывать друг другу помощь.

3.
Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления,
произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,
мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в
пространстве и во времени.
Общая характеристика программы
Программа подготовки к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с
другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• системность и плановость;
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
• занимательность, непринужденность, игровой характер учебного
процесса;
• развитие интеллектуальных качеств, психических функций:
памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
• контакт с родителями: организация бесед по интересующим их
проблемам
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка
проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие
технологии содержат:
развивающие дидактические игры,
развивающие практические задания,
творческие упражнения, конструирование,
аналитико-синтетические действия.
Организационно – педагогические условия реализации программы.
Сроки реализации. Возраст воспитанников.

Занятия проходят 2 раза в неделю для детей 6 – 7 лет, по 30 минут. Занятия
проводят с группой детей.
Формы проведения занятий
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой
моторики и развитию координации движений.
• инсценировка;
• ролевая игра;
• предметная игра;
• сочетание всех элементов на одном уроке.
Планируемые результаты
В результате обучения по программе подготовительного курса воспитанник
сможет:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определённым звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
• составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
• пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
• ориентироваться на странице тетради;
• писать основные элементы букв;
• рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
• соотносить цифру с числом предметов;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры
большего размера;
• делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
3.
В результате обучения по программе подготовительного курса
воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
• развитие коммуникативности
• развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук
• развитие наблюдательности
развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
• развитие инициативности и самостоятельности

Воспитанник будет способен проявлять:
• Усидчивость при выполнении работ
• Эмоциональную отзывчивость
• Доброжелательность
Формой итогового контроля усвоения изученного материала программой
предусмотрены диагностические занятия.

Календарный учебный график
Наименование

Продолжительность
обучения по
программе

Заняти Занятий
йв
в месяц
неделю

сентябрь – май

1 полугодие

«Подготовка к
школе»

Формы
промежуточной
аттестации

Открытые
занятия, беседы
По
с детьми, анализ
утвержденному
детских работ.
расписанию

Всего 64 часа

с 15.09.2023 по
27.12.2023

Дни в неделю

2

8

(15 нед.)
2 полугодие
с 13.01.2024 по
10.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32 недели

Учебный план
(64 часа)

№
п/п

1

2

Тематика занятия

Кол- Теоретические Практические Формы
во
занятия
занятия
контроля
часов

Знакомство с разлиновкой
тетради в широкую линию, в
узкую линию с
направляющей.

1

Гласный звук [а].Буквы А, а.
Письмо букв А,а.

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Число 1. Цифра 1.

4

5

6

Разлиновка тетради в узкую
линию с направляющей.

1

Гласные звуки [о], [у]. Буквы
О, о; У, у. Письмо букв
О,о,У,у. Упражнение в
чтении

1

Первый, последний,
предпоследний.

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

3

1

1
7

Наклонная линия, круг, овал.
Звук [ы]. Буква ы. Звук [э]
Буквы Э,э Письмо букв ы,Э,э.
Упражнение в чтении

1

Число 2. Цифра 2. Состав
числа 2.

1

1

10

Круг большой и маленький,
фигурка из кругов и наклонной
сочетании с кругом.

1

11

Звуки [л], [л`]. БуквыЛ,л
Письмо букв Л,л Упражнение
в чтении.

8
9

12

13

14

15

16

Пара. Столько же.
Сочетания «жи – ши».
Рабочая строка.
Звуки [м], [м’] [н], [н’]. Буквы
М,м,Н.н.Письмо букв М, Нн.
Упражнение в чтении

1
1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Знаки « «+», «-», « =».
Наклонная и волнистые
линии. Рабочая строка.

Широкая строка.
17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Звуки [р], [р’]. Буквы Р,р
Письмо букв Р,р.Упражнение
в чтении

1

Решение примеров.

1

Наблюдения
педагога

1

Наблюдения
педагога

1

Работа в тетради с
направляющей линией (по
письму)

1

1

Наблюдения
педагога

Буквы Я,я Письмо букв Я,я.
Упражнение в чтении
Звук [и]. Буквы И, и. Письмо
букв И, и.
Упражнение в чтении.
Число 3. Цифра 3. Состав
числа 3. Треугольник.
Решение задач

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Разлиновка тетради по
письму. Наклон. Отработка
наклона, письма в широкой и
узкой линиях.

1

1

Наблюдения
педагога

Буквы Ю,ю. Письмо букв
Ю,ю Упражнение в чтении

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Наклон в тетради с
направляющей линией. Овал
большой и маленький

1

1

Наблюдения
педагога

Буквы Е,е , Ё,ё.Письмо букв
Е,е,Ё,ё.Упражнение в чтении

1

1

Наблюдения
педагога

Число 4. Цифра 4. Состав
числа 4. Квадрат. Составление
и решение задач

1

1

Наблюдения
педагога

Работа в тетради с
направляющей линией

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения

Больше.Меньше.Одинаковое
количество.
Знаки«<»,«>»,«=».Сравнение
чисел.

Звуки [к], [к`], [г], [г`].Буквы
К,к,Г,г. Письмо букв К,к,Г,г.

29

Упражнение в чтении
1

1

30

Число 5. Цифра 5. Состав
числа 5. Пятиугольник
Составление и решение задач

Наблюдения
педагога

1

1

31

Наклон, отработка глазомера,
формирование умения видеть
строку.

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Число 6. Цифра 6. Состав
числа 6. Шестиугольник

1

1

Наблюдения
педагога

Овалы, петли, прямые,
плавные и закруглённые
внизу, прямые
горизонтальные линии.

1

1

Наблюдения
педагога

Звуки [в], [в’]. [ф], [ф`]. Буквы
В,в Ф,ф Письмо букв В,в,Ф,ф.
Упражнение в чтении.

1

1

Наблюдения
педагога

Числа 1-6. Сравнение чисел.
Решение задач.

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

37

Овал, наклонная с
закруглением вверх, наклонная
и дугообразная линии.

Наблюдения
педагога

1

1

38

Звуки [з], [з’]. [ с] и [с’].
Буквы З,з, С,с. Письмо букв
З,з,С,с. Упражнение в чтении.

Наблюдения
педагога

Число 7. Цифра 7. Состав
числа 7.

1

1

39

Наблюдения
педагога

1

1

40

Удлинённые линии с петлёй
внизу.

Наблюдения
педагога

Звуки [б], [б’]. [п] и [п’].
Буквы Б,б,П,п.. Письмо букв
Б,б,П,п. Упражнение в
чтении.

1

1

Наблюдения
педагога

Числа 1-7. Решение числовой

1

1

Наблюдения

32

Звуки[д], [д`]. [т], [т`].Буквы
Д,д, Т,т. Письмо

педагога

Букв Д,д,Т,т. Упражнение в
чтении.
33

34

35

36

41

42

цепочки.
1

1

43

Удлинённые линии с петлёй
вверху.

Наблюдения
педагога

1

1

44

Звуки [х], [х`]. буквы Х,х.
Письмо букв Х,х.

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Прямая наклонная линия с
закруглением вверху и внизу.

1

1

Наблюдения
педагога

Звук [ж]. Буквы Ж,ж Письмо
букв Ж,ж. Звук [ш], буквы Ш,
ш. Письмо букв Ш,ш.

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

Звук [щ`] Буквы Щ,щ Письмо
букв Ш,ш,Щщ. Звук [ч`].
Буквы Ч,ч Письмо букв Ч,ч.
Упражнение в чтении

1

1

Наблюдения
педагога

Состав числа 8. Решение
задач.

1

1

50

Наблюдения
педагога

1

1

51

Звук [ц]. Буквы Ц,ц. Письмо
букв Ц,ц.

Наблюдения
педагога

Число 9. Цифра 9. Состав
числа 9. Решение задач.

1

1

Наблюдения
педагога

Согласный звук [й’]. Буквы
Й, й. Письмо букв Й,й.
Упражнение в чтении

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

54

Состав числа 9. Решение
задач

Наблюдения
педагога

1

1

55

Буква ь – показатель
мягкости согласных,

Наблюдения
педагога

педагога

Упражнение в чтении.
Состав чисел 3,4,5,6,7
45

46

47

Упражнение в чтении
48

49

Число 8. Цифра 8 Состав
числа 8. Многоугольники

Упражнение в чтении
52

53

разделительный Ь. Письмо

буквы Ь. Упражнение в чтении
Число 0. Цифра 0. Сравнение
чисел. Решение задач.

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

57

Буква Ъ. Письмо буквы Ъ.
Упражнение в чтении

Наблюдения
педагога

1

1

58

Число 10. Состав числа 10.
Решение задач.

Наблюдения
педагога

1

1

59

Развитие навыка слогового
чтения

Наблюдения
педагога

Состав чисел первого
десятка.

1

1

60

Наблюдения
педагога

1

1

61

Развитие навыка слогового
чтения

Наблюдения
педагога

Сложение в пределах 10.

1

1

Наблюдения
педагога

Обучение слоговому чтению

1

1

Наблюдения
педагога

1

1

Наблюдения
педагога

63

Наблюдения
педагога

56

62

63

64

Дни недели. Времена года.
Год.
ИТОГО

1
64

Содержание программы (64 часа)
Содержание, предложенное для подготовки к обучению в школе
программой, соответствует возрастным особенностям детей старшего
дошкольного возраста и составляет основу для использования личностноориентированных и развивающих технологий.
Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:
•
обучение слоговому чтению и развитие речи;
•
математика;
•
работа по развитию и укреплению мелкой моторики.

1. Обучение слоговому чтению и развитие речи
Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий,
учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово»,
«звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают
читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по
две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие
«предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном
написании слов в предложении.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически
выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый
фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и
письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется
артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с
изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию,
наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение
согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове
другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с
мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными
и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными
знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по
точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши
предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа
вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает
мускульную память.
Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед
ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире,
в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах
труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и
т.д.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую
атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать
усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же
воспитание воли, привычки к умственному труду.
2. Математика
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти,
внимания,
творческого
воображения,
наблюдательности,
строгой
последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные
предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению
кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о

числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится
на основе практических действий с различными группами предметов. У детей
формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда,
устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему
предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с
помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие
смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с
решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием).
Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном
их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный
материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее
задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и
разнообразный дидактический материал.
Десяток
1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и
обозначение чисел от О до 10. Их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или
«равно».
4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из
последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета
предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник,
прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от
четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение
же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и
физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом
всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое.
И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент,
буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не
получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти
рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом
работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом
работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания
выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными
линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить

раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период
обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в
книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются:
лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или
иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя,
конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме,
то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду
для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование,
моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления,
т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом,
загадываются и отгадываются загадки.
Программа работы по развитию и укреплению мелкой моторики
1. Штриховка (Тетрадь в линию).
2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы
букв, узоры, прямые и наклонные.
3. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на
уроках математики.

Способы определения освоения программы:
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая
диагностики.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием
программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ
результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности
развития каждого ребенка.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.

Развитие мелкой моторики

Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак,
указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев
выполняет по показу).
•
«Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается
быстрота, создание рисунка).
•
Завязывание шнурков разной величины.
•
Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
•

2.

Ориентировка в пространстве

•
•

Продолжить узор по клеточкам.
Д/И «Найди, где спрятано?».

3. Срисовывание образца
Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
•
Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4. Штриховка
•
Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,
сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант
•
Графический диктант по словесной инструкции.
6. Вырезание ножницами
•
Вырезание силуэта предмета, буквы, цифры.
•
Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен
толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него
имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа
должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х
раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
Все результаты фиксируются в виде условных символов и заносятся в
таблицу:
●-навык полностью сформирован.
○-навык сформирован не полностью, находится в стадии формирования.
◌-навык не сформирован.
•

№

Ф.И.
ребенка

Развитие
мелкой
моторики
рук

Развитие графических навыков
Ориентирова
ние в
пространстве

Копирован
ие образца

1
2

Материально-техническое обеспечение
• учебно-тематическое планирование;
• рабочие тетради;
• прописи;
• наглядные пособия;
• счетный материал

Штриховка

Графическ
ий
диктант

Выре
зание
ножн
ицам
и

• ИКТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».