Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Детство» УТВЕРЖДЕНО: приказ от 30.05.2023 № 56 РАССМОТРЕНА на педагогическом совете протокол от 30.05.2023 № 4 Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика» Художественной направленности для детей 5-7лет ознакомительный уровень Автор-составитель программы: воспитетль Кравченко Екатерина Борисовна Возраст обучающихся: 5-7лет Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2023 Пояснительная записка Программа имеет художественную направленность и разработана на основе программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», Бурениной А.И. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по ритмопластике нацелены на общее гармоническое, духовное, культурное и физическое развитие личности ребёнка. Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. На занятиях по ритмопластике созданы условия для укрепления физического и психического здоровья. В работе используется личностно-ориентированный подход к ребенку, учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности детей. В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Программа является актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом реализации информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей, релаксационной функций дополнительного образования. В программе заложено использование эффективных разнообразных форм, методов и средств музыкального, эстетического и физического воспитания. Новизной и отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через игровые, музыкально-двигательные упражнения. Система работы предполагает вариативные формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества взрослого и ребенка. Программа содержит учебно-тематический план, рассчитана на 1 год обучения. Цель: формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений у ребёнка, способностей, качеств личности. Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Обучающие: • сформировать двигательные навыки (правильную осанку, красивую походку); • расширить музыкальный кругозор, слушательский опыт; • освоить танцевальные движения (ходьба, бег, прыжковые, плясовые, имитационные движения); • научить передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, метроритм и т.д.). Развивающие: • развить двигательные качества (ловкость, точность, координацию движений, гибкость, пластичность, умение ориентироваться в пространстве); • развить музыкальность, музыкальные способности (восприятие музыки, музыкальный слух, музыкальную память); • развить творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку (творческое воображение и фантазию, способность к импровизации); • развить психические процессы (эмоциональную сферу, восприятие, внимание, волю, память, мышление, лабильность нервных процессов). Воспитывающие: ● воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в ее слушании, движении под музыку; ● воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; ● воспитывать умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа и выражать 2 это в пластике; ● воспитывать чувство такта, внимательного отношения друг к другу; • воспитывать желание и умение сопереживать другим людям; • воспитывать умение вести себя в группе во время движения; • воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы 5-7 лет. Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 2 часа в неделю, 64 учебных часа в год. Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей, наполняемость до 30 человек. Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и информационного письма департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях». В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытия из учреждения и др. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Ведущей формой организации обучения является групповая. Ожидаемый результат и способы определения их результативности. По окончании дети должны знать: - правила постановки корпуса; - понятие «интервалы», «центр круга»; - танцевальные движения: «лодочка», «звездочка»; - основные движения: подскоки, галоп, повороты; - понятие «вступление». Дети должны уметь: - передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.); - передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, метроритм; различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями; - различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в движениях; - передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений: ● различного рода ходьба в разном темпе и ритме; ● бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, широкий, острый; ● прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки; ● общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения; упражнения на гибкость, плавность движений; ● имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние. Уметь передавать динамику настроения, например, «обида – прощение – радость»; ● плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные). - самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов; 3 - исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; - самостоятельно находить свои, оригинальные движения. Формами подведения итогов реализации данной программы являются: диагностика музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений, проводимая 2 раза в учебном году (начало и конец года). Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе движения под музыку и в игровой деятельности (Приложение 1). Для диагностики используются материалы из программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», Бурениной А.И. Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 1.Проведение открытых занятий 2. Участие детей в праздниках ДОУ Календарный учебный график Наименование «Ритмика» Продолжительность обучения по программе Октябрь – май Всего 64 часа 1 полугодие с 15.09.2023 по 30.12.2023 (15 нед.) 2 полугодие с 09.01.2024 по 10.05.2024 (17 нед.) Общая: 32 недели Занятий в неделю Занятий в месяц 2 8 Дни в неделю Диагностиче ский период По утвержде нному расписан ию Начало и конец учебного года. Промежуточ ные результаты в конце каждого раздела. Учебный план Название темы № 1. Музыка и движение. 2. Настроение в музыке. 3. Выразительность в движении. 4. Темп. 5. Количество часов Теорети Практи Всего ческие ческие часов занятия занятия 4 2 2 6 2 4 6 2 4 4 2 2 4 2 2 6. Упражнения на плавность движений. Образно-игровые движения. 5 2 3 7. Танцевальные движения. 6 2 4 Промежуточная аттестация Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое 4 занятие 8. Ориентация в пространстве. 9. Имитация движений. 6 2 4 4 2 2 4 2 2 4 2 2 3 - 3 13. Тренировка подвижности. 2 - 2 14. Настроение. Музыка . Движение. 4 - 4 2 - 2 64 22 42 10. Движения и образ. Упражнения на развитие выразительности и эмоций. 12. Фантазирование. 11 15. Упражнения на развитие внимания, координации. Итого Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Содержание программы: Тема 1. Музыка и движение. (4 часа) Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение. (2 часа) Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальные образы через разучивание танца «Кораблики» и выполнение упражнения «Марш». (2 часа) Тема 2. Настроение в музыке. (6 часоа) Теория: развитие умения передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроений (2 часа) Практическое задание: развитие музыкальности и умения выражать в движении характер музыки через выполнение композиции «Красная Шапочка» (4 часа) Тема 3. Выразительность движений. (6 часов) Теория: развитие умения отображать основные движения музыкальной выразительности, передавать контрасты и тонкие нюансы(2 часа) Практическое задание: развитие выразительности движений через произведение «Кот Леопольд» (4 часа) Тема 4. Темп. (4 часа) Теория: развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: разнообразный темп, а также ускорение и замедление (2 часа) Практическое задание: развитие музыкальности, умения выражать в движении темп и характер музыки. Упражнения «Поросята», «Мячик» (2 часа) Тема 5. Упражнения на плавность движений. (4 часа) Теория: развитие мягкости, плавности движений, формирование навыка выразительной пластики, воображения (2 часа) Практическое задание: развитие способности передавать в движении музыкальный образ через разучивание танца «Волшебный цветок» (2 часа) Тема 6. Образно-игровые движения. (5 часов) Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение (2 часа) Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ через разучивание танца «Антошка» (3 часа) Тема 7. Танцевальные движения. (6 часов) 5 Теория: беседа о танце. Знакомство с элементами и движениями русской народной пляски (2 часа) Практическое задание: разучивание элементов русской народной пляски (4 часа) Тема 8. Ориентация в пространстве. (6 часов) Теория: развитие умения перестраиваться в несколько кругов, в шеренгу. Ходьба змейкой (2 часа) Практическое задание: выполнение упражнения с целью ориентировки в пространстве через композицию «Едем к бабушке в деревню» (4 часа) Тема 9. Имитация движений. (4 часа) Теория: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя имитационные движения (2 часа) Практическое задание: композиция «Кошка и девочка» (2 часа) Тема 10. Движение и образ. (4 часа) Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение (2 часа) Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ через разучивание танца «Веселая пастушка» (2 часа) Тема 11. Упражнение на развитие выразительности и эмоций. (4 часа) Теория: формирование умения передавать настроение, характер произведения, состояние (2 часа) Практическое задание: развитие умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в произведении «Веселая пастушка» (2 часа) Тема 12. Фантазирование. (3 часа) Практическое задание: Композиция «Кот Леопольд» (3 часа) Тема 13. Тренировка подвижности. (2 часа) Практическое задание: произведения: «Марш», «Антошка» (2 часа) Тема 14. Настроение. Музыка. Движение. (4 часа) Практическое задание: формирование умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях под музыку «Песенка о лете», «Веселая пастушка» (4 часа) Тема 15. Упражнения на развитие внимания, координации. (2 часа) Практическое задание: развитие координации движений, чувства ритма, внимания и памяти через композицию «Красная Шапочка» (2 часа) Дидактический материал представлен: • Иллюстративный материал с русскими костюмами; • Иллюстративный материал с бальными костюмами; • Карточки с изображением различных оттенков настроений; • Ноты: - музыка Н. Александровой «Пьеса»; - музыка «Ах вы, сени, мои сени»; - музыка «Барыня»; - музыка И.С. Бах «Менуэт»; - музыка Г. Беренеса «Этюд»; - музыка Л. Бетховена «Сурок», «К. Элизе»; - музыка Боккерини «Менуэт»; - музыка Ф. Бургмюллера «Этюд»; - музыка Т.Вилькорейской «Мелодия»; - музыка Ф. Госсек «Гавот»; - музыка А. Дворжака «Юмореска»; - музыка А. Лемуана «Этюд»; - музыка С. Майкапар «Маленькая сказка»; - музыка Ё. Накада «Танец дикарей»; - музыка Р. Паулса «Чарли»; - музыка О. Питерсона «Волна за волной»; - музыка Э. Сигмейстера «Марш»; - музыка Л.Н. Толстого «Вальс»; 6 - музыка П.Чайковского «Юмореска»; - музыка А.Черняковой; -музыка М. Глинки «Вальс-фантазия» - музыка Д.Шостаковича «Вальс - шутка»; - музыка Ф.Шуберта; - музыка О. Юдахиной «Слон и скрипочка». • Аудиокассеты с фонограммами; • Диски CD-RW для музыкального центра с фонограммами; • Компакт-диск к программе «Ритмическая мозаика» • Компакт-диск «Коммуникативные танцы-игры для детей». Материально-техническое оснащение программы: Материалы: • Мячи резиновые и пластмассовые; • Ленты атласные; • Шарфы; • Платочки; • Султанчики; • Цветы; • Осенние веточки; • Кубики СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.,ЛОИРО, 2000г. 2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Айрис-пресс, М., 2005 3. Поплянова Е.М. Палочки-скакалочки. Игры, песенки и танцы для малышей, весёлой компании и всей семьи. Челябинск: MPI? 2008 4. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. СПб, 2004. 7 8 Приложение 1 № п/п Фамилия, имя ребенка Эмоционально реагирует на музыку н к Развитие пространственных и временных ориентировок н к Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ н к Проявление художественнотворческих способностей н к Вывод н к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Условные обозначения: 3 - эмоционально реагирует на музыку, танцует в паре и один, умеет передавать в пластике характер музыки, игровой образ, желает активно участвовать в любой музыкальной деятельности. 2 – понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может их отобразить в движении, имеет музыкальное предпочтение в танце, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа. 1 - ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкально-игровой деятельности.