ДОП Ритмика

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Ритмика»
Художественной направленности для детей 5-7лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитетль
Кравченко Екатерина Борисовна
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность и разработана на основе программы по
ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика», Бурениной А.И.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
по
ритмопластике нацелены на общее гармоническое, духовное, культурное и физическое развитие
личности ребёнка.
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через
освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. На занятиях по
ритмопластике созданы условия для укрепления физического и психического здоровья. В работе
используется личностно-ориентированный подход к ребенку, учитываются возрастные и
психолого-физиологические особенности детей. В основу обучения детей дошкольного возраста
положено игровое начало.
Программа является актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом
реализации информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей,
релаксационной функций дополнительного образования. В программе заложено использование
эффективных разнообразных форм, методов и средств музыкального, эстетического и физического
воспитания.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является то, что она
модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через игровые,
музыкально-двигательные упражнения. Система работы предполагает вариативные формы
организации педагогического процесса на основе сотрудничества взрослого и ребенка. Программа
содержит учебно-тематический план, рассчитана на 1 год обучения.
Цель: формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений у
ребёнка, способностей, качеств личности.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
• сформировать двигательные навыки (правильную осанку, красивую походку);
• расширить музыкальный кругозор, слушательский опыт;
• освоить танцевальные движения (ходьба, бег, прыжковые, плясовые, имитационные
движения);
• научить передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику,
метроритм и т.д.).
Развивающие:
• развить двигательные качества (ловкость, точность, координацию движений, гибкость,
пластичность, умение ориентироваться в пространстве);
• развить музыкальность, музыкальные способности (восприятие музыки, музыкальный слух,
музыкальную память);
• развить творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку
(творческое воображение и фантазию, способность к импровизации);
• развить психические процессы (эмоциональную сферу, восприятие, внимание, волю, память,
мышление, лабильность нервных процессов).
Воспитывающие:
● воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в ее слушании, движении под музыку;
● воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку;
● воспитывать умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа и выражать
2

это в пластике;
● воспитывать чувство такта, внимательного отношения друг к другу;
• воспитывать желание и умение сопереживать другим людям;
• воспитывать умение вести себя в группе во время движения;
• воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей
программы 5-7 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 2 часа в неделю, 64
учебных часа в год.
Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей, наполняемость до 30 человек. Наполняемость групп выдержана в
пределах требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и информационного письма департамента молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О
методических рекомендациях». В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе
могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытия из учреждения и др.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и
применение дифференцированного подхода к детям.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия составляет не более 30
минут в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
По окончании дети должны знать:
- правила постановки корпуса;
- понятие «интервалы», «центр круга»;
- танцевальные движения: «лодочка», «звездочка»;
- основные движения: подскоки, галоп, повороты;
- понятие «вступление».
Дети должны уметь:
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое –
грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
метроритм; различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру
частями;
- различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в
движениях;
- передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений:
● различного рода ходьба в разном темпе и ритме;
● бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, широкий, острый;
● прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
● общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный
характер, способ движения; упражнения на гибкость, плавность движений;
● имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие образ, настроение или состояние. Уметь передавать динамику
настроения, например, «обида – прощение – радость»;
● плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног
(однонаправленные и симметричные).
- самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за
другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
3

- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- самостоятельно находить свои, оригинальные движения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
диагностика музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений, проводимая 2 раза в
учебном году (начало и конец года). Методом диагностики является наблюдение за детьми в
процессе движения под музыку и в игровой деятельности (Приложение 1). Для диагностики
используются материалы из программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая
мозаика», Бурениной А.И.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
1.Проведение открытых занятий
2. Участие детей в праздниках ДОУ
Календарный учебный график
Наименование

«Ритмика»

Продолжительность
обучения по
программе
Октябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 15.09.2023 по
30.12.2023
(15 нед.)
2 полугодие
с 09.01.2024 по
10.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32 недели

Занятий в
неделю

Занятий в
месяц

2

8

Дни в
неделю

Диагностиче
ский период

По
утвержде
нному
расписан
ию

Начало и
конец
учебного
года.
Промежуточ
ные
результаты в
конце
каждого
раздела.

Учебный план
Название темы

№
1.

Музыка и движение.

2.

Настроение в музыке.

3.

Выразительность в движении.

4.

Темп.

5.

Количество часов
Теорети
Практи
Всего
ческие
ческие
часов
занятия
занятия
4

2

2

6

2

4

6

2

4

4

2

2

4

2

2

6.

Упражнения на плавность
движений.
Образно-игровые движения.

5

2

3

7.

Танцевальные движения.

6

2

4

Промежуточная
аттестация
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
4

занятие
8.

Ориентация в пространстве.

9.

Имитация движений.

6

2

4

4

2

2

4

2

2

4

2

2

3

-

3

13. Тренировка подвижности.

2

-

2

14. Настроение. Музыка . Движение.

4

-

4

2

-

2

64

22

42

10. Движения и образ.
Упражнения на развитие
выразительности и эмоций.
12. Фантазирование.
11

15. Упражнения на развитие внимания,
координации.
Итого

Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие

Содержание программы:
Тема 1. Музыка и движение. (4 часа)
Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение. (2 часа)
Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальные образы через
разучивание танца «Кораблики» и выполнение упражнения «Марш». (2 часа)
Тема 2. Настроение в музыке. (6 часоа)
Теория: развитие умения передавать в движении разнообразный характер музыки, различные
оттенки настроений (2 часа)
Практическое задание: развитие музыкальности и умения выражать в движении характер музыки
через выполнение композиции «Красная Шапочка» (4 часа)
Тема 3. Выразительность движений. (6 часов)
Теория: развитие умения отображать основные движения музыкальной выразительности,
передавать контрасты и тонкие нюансы(2 часа)
Практическое задание: развитие выразительности движений через произведение «Кот Леопольд»
(4 часа)
Тема 4. Темп. (4 часа)
Теория: развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
разнообразный темп, а также ускорение и замедление (2 часа)
Практическое задание: развитие музыкальности, умения выражать в движении темп и характер
музыки. Упражнения «Поросята», «Мячик» (2 часа)
Тема 5. Упражнения на плавность движений. (4 часа)
Теория: развитие мягкости, плавности движений, формирование навыка выразительной пластики,
воображения (2 часа)
Практическое задание: развитие способности передавать в движении музыкальный образ через
разучивание танца «Волшебный цветок» (2 часа)
Тема 6. Образно-игровые движения. (5 часов)
Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение (2 часа)
Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ через
разучивание танца «Антошка» (3 часа)
Тема 7. Танцевальные движения. (6 часов)
5

Теория: беседа о танце. Знакомство с элементами и движениями русской народной пляски (2 часа)
Практическое задание: разучивание элементов русской народной пляски (4 часа)
Тема 8. Ориентация в пространстве. (6 часов)
Теория: развитие умения перестраиваться в несколько кругов, в шеренгу. Ходьба змейкой (2 часа)
Практическое задание: выполнение упражнения с целью ориентировки в пространстве через
композицию «Едем к бабушке в деревню» (4 часа)
Тема 9. Имитация движений. (4 часа)
Теория: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
имитационные движения (2 часа)
Практическое задание: композиция «Кошка и девочка» (2 часа)
Тема 10. Движение и образ. (4 часа)
Теория: беседа о влиянии музыки на образ и движение (2 часа)
Практическое задание: развитие способности передавать в пластике музыкальный образ через
разучивание танца «Веселая пастушка» (2 часа)
Тема 11. Упражнение на развитие выразительности и эмоций. (4 часа)
Теория: формирование умения передавать настроение, характер произведения, состояние (2 часа)
Практическое задание: развитие умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние
образа, переданное в произведении «Веселая пастушка» (2 часа)
Тема 12. Фантазирование. (3 часа)
Практическое задание: Композиция «Кот Леопольд» (3 часа)
Тема 13. Тренировка подвижности. (2 часа)
Практическое задание: произведения: «Марш», «Антошка» (2 часа)
Тема 14. Настроение. Музыка. Движение. (4 часа)
Практическое задание: формирование умения исполнять знакомые движения в различных
игровых ситуациях под музыку «Песенка о лете», «Веселая пастушка» (4 часа)
Тема 15. Упражнения на развитие внимания, координации. (2 часа)
Практическое задание: развитие координации движений, чувства ритма, внимания и памяти
через композицию «Красная Шапочка» (2 часа)
Дидактический материал представлен:
• Иллюстративный материал с русскими костюмами;
• Иллюстративный материал с бальными костюмами;
• Карточки с изображением различных оттенков настроений;
• Ноты:
- музыка Н. Александровой «Пьеса»;
- музыка «Ах вы, сени, мои сени»;
- музыка «Барыня»;
- музыка И.С. Бах «Менуэт»;
- музыка Г. Беренеса «Этюд»;
- музыка Л. Бетховена «Сурок», «К. Элизе»;
- музыка Боккерини «Менуэт»;
- музыка Ф. Бургмюллера «Этюд»;
- музыка Т.Вилькорейской «Мелодия»;
- музыка Ф. Госсек «Гавот»;
- музыка А. Дворжака «Юмореска»;
- музыка А. Лемуана «Этюд»;
- музыка С. Майкапар «Маленькая сказка»;
- музыка Ё. Накада «Танец дикарей»;
- музыка Р. Паулса «Чарли»;
- музыка О. Питерсона «Волна за волной»;
- музыка Э. Сигмейстера «Марш»;
- музыка Л.Н. Толстого «Вальс»;
6

- музыка П.Чайковского «Юмореска»;
- музыка А.Черняковой;
-музыка М. Глинки «Вальс-фантазия»
- музыка Д.Шостаковича «Вальс - шутка»;
- музыка Ф.Шуберта;
- музыка О. Юдахиной «Слон и скрипочка».
• Аудиокассеты с фонограммами;
• Диски CD-RW для музыкального центра с фонограммами;
• Компакт-диск к программе «Ритмическая мозаика»
• Компакт-диск «Коммуникативные танцы-игры для детей».

Материально-техническое оснащение программы:
Материалы:
• Мячи резиновые и пластмассовые;
• Ленты атласные;
• Шарфы;
• Платочки;
• Султанчики;
• Цветы;
• Осенние веточки;
• Кубики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике (для детей
дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.,ЛОИРО, 2000г.
2. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Айрис-пресс, М., 2005
3. Поплянова Е.М. Палочки-скакалочки. Игры, песенки и танцы для малышей, весёлой компании
и всей семьи. Челябинск: MPI? 2008
4. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. СПб, 2004.

7

8

Приложение 1
№
п/п

Фамилия, имя ребенка

Эмоционально
реагирует на
музыку

н

к

Развитие
пространственных
и временных
ориентировок

н

к

Умение передавать в
пластике характер
музыки, игровой
образ

н

к

Проявление
художественнотворческих
способностей

н

к

Вывод

н

к

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Условные обозначения:
3 - эмоционально реагирует на музыку, танцует в паре и один, умеет передавать в пластике характер музыки, игровой образ, желает активно
участвовать в любой музыкальной деятельности.
2 – понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может их отобразить в движении, имеет музыкальное предпочтение в танце,
хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа.
1 - ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкально-игровой деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».