ДОП Считаем вместе

Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Детство»
УТВЕРЖДЕНО:
приказ от 30.05.2023 № 56

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
протокол от 30.05.2023 № 4

Дополнительная общеразвивающая программа
«Считаем вместе»
Социально-гуманитарной направленности для детей 5-6лет
ознакомительный уровень

Автор-составитель программы:
воспитатель
Максимова Алёна Сергеевна
Возраст обучающихся: 5-6лет
Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки Программы
Развивающие игры математического содержания являются хорошим
средством воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к
математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять
умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Решение разного
рода нестандартных задач (в том числе и математического содержания) в
дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих
умственных способностей: логики, мышления, сообразительности.
Нормативно-правовой базой составления данной программы являются
следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 15
сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг».; Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей"; Устав МАДОУ №52 «Детство»; Основная
образовательная программа МАДОУ №52 «Детство».
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» по содержанию
является социально-гуманитарной, по функциональному назначению – учебнопознавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации –
годичной.
Новизна программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» предполагает
решение проблем дополнительного образования на основе овладения детьми
старшего дошкольного возраста элементарными представлениями о математической
деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического
содержания. Содержание программы представлено различными формами
организации математической деятельности с использованием вариативного
дидактического материала для опережающего развития через занимательные
развивающие игры, задания, упражнения и задачи, которые помогают
совершенствовать навыки счёта, закрепляют понимание отношений между числами
натурального ряда, формируя устойчивый интерес к математическим знаниям,
развивают внимание, память, логические формы мышления.
Актуальность программы.

Обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в
современном дошкольном образовании отводится важное место. Поступая в
начальную школу, наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют
недостаточно большой объём знаний, а те, которые проявляют пассивное отношение
к учебной деятельности, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то
новое. Для полноценного развития ребёнка необходим не только большой объём
знаний, а его умение пользоваться этими знаниями в разнообразной
самостоятельной деятельности. Работа по формированию у детей элементарных
математических представлений — важнейшая часть их общей подготовки к школе.
Небольшая наполняемость групп позволяет давать материал более углублённо,
учитывать индивидуальный темп усвоения материала каждым ребёнком. Решая
разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются
действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до
конца.
Важную роль занятий математикой в умственном развитии детей отмечали
многие исследователи : Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.Г. Петерсон и др. По их
мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным и
носит общеразвивающий характер, способствует развитию любознательности,
познавательной активности, логики, мышления, формированию системы
элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем
самым готовность к поступлению в школу.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт»
поможет детям старшего дошкольного возраста приобретать углублённые знания,
умения и навыки, необходимые им для успешного овладения школьной программой.
Педагогическая целесообразность.
Программа рассчитана на углублённую работу в небольших группах детей,
что поможет учитывать индивидуальные особенности детей, их темп восприятия и
усвоения материала. Возможность оказывать каждому ребёнку больше внимания
поспособствует более качественному усвоению ими материала, поможет каждому
ребёнку почувствовать радость от получения новых знаний, делать это в дальнейшем
с удовольствием. Программа содержит материал для поступательного изучения, даёт
возможность освоения материала за пределами базовых знаний дошкольников
старшего возрастаю
Цель программы.
Цель: создать условия для опережающего познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста через организацию развивающих игр, заданий и
упражнений расширенного математического содержания;
Задачи программы.

Задачи:
формировать
мотивацию
учения,
ориентированную
на
удовлетворение познавательных интересов детей;
2.
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификации, аналогии);
3.
увеличивать объём внимания и памяти;
4.
развивать вариативное мышление, воображение, творческие
способности;
5.
развивать речь, умение аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения;
6.
формировать произвольность поведения, умение целенаправленно
владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми;
7.
формировать общеучебные умения и навыки: умение обдумывать
и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.
1.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом,
измерением и сравнением величин, пространственными и временными
ориентировками.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый счёт» по развитию
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста разработана на основе парциальной программы Л.Г. Петерсон «Разступенька, два — ступенька...», направлена на развитие логики, мышления и
творческих способностей детей и реализуется в целях обеспечения преемственности
дошкольного и школьного образования.
Отличительной
особенностью
Программы
является
системнодеятельностный подход к познавательному развитию ребёнка.
В основе работы Программы лежит следующая система дидактических
принципов:
•принцип природосообразности: учитывается возраст обучающегося, а
так же уровень его математической подготовки, предполагающий выполнение
математических заданий различной степени сложности;
•принцип адаптивности: предполагает гибкое применение содержания и
методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и
психофизиологических особенностей воспитанников;
•принцип психологической комфортности: предполагает создание
спокойной, доброжелательной обстановки, веру в силы ребёнка;
•принцип
творчества:
формирование
способности
находить
нестандартные решения;
•принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а
организуется самостоятельное открытие его детьми;
•принцип целостного представления о мире: при введении нового знания

раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
•принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между
всеми ступенями обучения.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды на
организацию развивающего личностно-ориентированного обучения и воспитания
детей.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы.
Программа ориентирована на детей 5-6 лет.
Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
Вид
деятельности
Формирование
элементарных
математических
представлений

Количество
неделю
2

в

Количество
месяц
8

в

Количество

в

год
64

Продолжительность занятий 25 минут.
Форма организации занятий — групповая.
Форма проведения занятий — игровая. В каждое занятие включены
физкультминутки, загадки и стихотворения тематически связанные с учебными
заданиями.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Веселый счет» предполагается продвижение детей в развитии познавательных
процессов (мышление, речь, память, фантазия, воображение и др.),мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия),
познавательного интереса, в общении (умения выполнять задачу вместе с другими
детьми, нацеленность на максимальный личный вклад в общее решение задачи) и
коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе
сравнения с образцом, обоснования своей точки зрения с использованием
согласованных правил).
В процессе освоения материала, у детей сформируются:

развитие познавательного интереса,
мотивация к учебной деятельности,
приобретение опыта учебной деятельности,
условия для самоопределения и социализации,
развитие личности ребенка,
приобретение ценностных установок,
приобретение опыта деятельности,
формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития.
Одновременно у детей формируются углублённые знания и умения:
• Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
отдельных предметов и совокупностей.
• Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым.
• Умение находить части целого и целое по известным частям.
• Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар, уравнивать и х двумя способами.
• Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
• Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 10.
• Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа.
• Умение соотносить цифру с количеством предметов.
• Умение располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их
уменьшения длины, ширины, высоты.
• Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
овал.
• Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться
на листе клетчатой бумаги ( вверху, внизу, справа, слева, посередине).
•
•
•
•
•
•
•
•

Формы подведения итогов.
Викторины,
открытое итоговое занятие,
опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и
полученных детьми знаний за время обучения.
Календарный учебный график

Наименование

Продолжительность
обучения по программе

З
анятий в
неделю

Занятий в
месяц

Дни в неделю

Формы промежуточной аттестации

сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 15.09.2023 по
30.12.2023
(15 нед.)
2 полугодие
с 13.01.2024 по
10.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32 недели

«Весёлый счёт»

2

8

Открытые занятия, беседы с
детьми, анализ
детских работ.

По утвержденному расписанию

Учебный план.
Ме
сяц

№

Тема

теория

Путешествие в страну Математика.

1

практика

п\п
С
е
н
т
я
б
р
ь

О
к
т
я
б
р
ь

1

2
Знакомство с геометрическими фигурами (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Свойства
предметов :форма и цвет.

1

3
Свойства
предметов:
форма
и
размер.
Объединение предметов в группы по свойствам.

1

4
Сходства и различия между предметами.
Объединение предметов в группы: цвет, форма,
величина.

1

1

Сравнение групп предметов. Один-много.

1

2

Обозначение равенства и неравенства.

1

3

Знаки > < =.

1

4
Знакомство с клеткой. Развитие графических
навыков. Узоры в клетках.
5

Число и цифра 1.

1

1

6
Часть и целое. Составление фигур из частей и
деление фигур на части.

1

7
Конструирование фигур из счётных палочек.
Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).

1

8

Работа с клеткой. Развитие графических навыков.

1

Н
о
я
б
р
ь

Д
е
к
а
б
р
ь

1

Число и цифра 2.

2
Представление о действии сложения. Знакомство
со знаком «+».
3
Пространственные отношения: на, над, под.
4
Работа с клеткой. Развитие графических навыков.
Графический диктант.
5
Число и цифра 3.
6
Представление о действии вычитания. Удаление
части из целого. Знакомство со знаком «-».
7
Пространственные отношения: слева, справа.
8
Развитие графических навыков. Графический
диктант.
1

Число и цифра 4.

3

5

1
1
1

1
1

1
1

1

2
Пространственные
отношения:
посередине. Закрепление: слева, справа.

между,

Представление один-много.Закрепление > < =.

4
Ориенвировка на листе бумаги
Закрепление : вверх, вниз, влево, вправо.

Я
н
в
а
р
ь

1

в

клетку.

Число и цифра 5.

1

1
1

1

6
Пространственные отношения :выше-ниже, ширеуже, длиннее-короче, толще-тоньше.

1

7
Прямой и обратный счёт в пределах 5 .
Закрепление + - =.
8
Работа с клеткой. Графический диктант.

1

1

Число и цифра 6.

2
Временные отношения: раньше-позже, вчерасегодня-завтра. Части суток.
3

Логические задачи и головоломки.

4
Сравнение двух групп предметов, установление
равночисленности групп: больше на..., меньше на...,
равно.
5
Число и цифра 7.
6
Дни недели. Установление последовательности

1
1
1

1
1

1
1

7событий.
8

1

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

Развитие графических навыков.
Ф
е
в
р
а
л
ь

1

Число и цифра 8.

1

2
Классификация, сравнение.( д\и «Найди в ряду
предмет», «Найди 2 одинаковые фигуры», «Что
лишнее?»)
3
Логические задачи и головоломки.
4
Преобразование одной фигуры в другую. Работа со
счётными палочками.
5
Число и цифра 9.
6
Закономерности
(д\и
«Продолжи
7закономерность»).
Нарушение закономерностей. Отрицание (поиск
8ошибок, отрицание одного предмета и поиск другого).
Закрепление частей суток,
последовательности событий.

М
а
р
т

1

дней

1

1
1

1
1
1

1

недели,

Число 0 и цифра 0.

2
Систематизация (д\и «Какая фигура подходит?»,
«Чего не хватает?»)
3
Число 10.
4
Соотнесение числа с количеством предметов.
5Логические задачи.

1
1

1
1
1

6

Обратный счёт в пределах 10.

7

Закрепление счёта в пределах 10, сравнение чисел.

8

Знакомство с условной меркой отрезок, клетка.

1
1
1
Работа с линейкой. Прямой и обратный счёт
(закрепление).

А
п
р
е
л

1

Знакомство с числовыми домиками.
Состав числа 2.

1

2

Состав числа 3.

1

ь

М
а
й

3

Состав числа 4.

1

4

Состав числа 5.

1

5

Соседи числа.

1

6

Прямой и обратный счёт (закрепление).

1

7

Ориентировка в пространстве. Работа с планом.

1

8

Знакомство с примерами на сложение.

1

1
Знакомство с примерами
Логические задачи и головоломки.

на

вычитание.

1

2
Закрепление:
геометрические
фигуры,
их
свойства.
3
Закрепление: счёт в пределах 10,> < =, соседи
4числа, состав числа.

1
1
1

Путешествие в страну Математика. Логические
задачи и головоломки.
Итого:

1

63

Всего: 64 занятия.

Содержание программы.
Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим
признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части
совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений
равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с
помощью составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп
предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как
удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов. Измерение
величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счёт в пределах 10.
Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке
прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..)
на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10
(с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием
чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления.
Примеры отношений: на-над-под; слева-справа-посередине, спереди – сзади,
сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже,
позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в
неделе.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с
помощью плана.
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, овал.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование
фигур из палочек.
Сравнение предметов по длине (непосредственное и опосредованное с
помощью различных мерок).
Методическое обеспечение.
Успешная реализация программы зависит от использования различных
технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
На занятиях используются технологии:
личностно-ориентированная технология,
технология развивающего обучения,

игровая технология,
технология наглядного, демонстрационного и раздаточного материала.
Методы:
словесный,
наглядный,
игровой.
Приемы:
рассказ,
беседа,
описание,
указание и объяснение,
вопросы детям,
ответы детей, образец,
показ реальных предметов, картин,
действия с числовыми карточками, цифрами,
модели и схемы,
дидактические игры и упражнения,
логические задачи,
развивающие и подвижные игры и др.
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет
решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку
дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для
успешного усвоения математики в школе.
При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда
помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Формы и методы реализации программы:
деятельностный метод,
исследовательский метод,
игровые упражнения,
дидактические игры,
создание и решение проблемных ситуаций,
самопроверка.
Оборудование и материалы:
отдельный учебный кабинет,
канцелярские принадлежности (простой карандаш, цветные карандаши,
резинка, линейка, тетрадь в крупную клетку),
математические наборы «Я учусь считать» на каждого ребёнка ( геометрические
фигуры, цифры, знаки, счётные палочки),
блоки Дьенеша,

демонстрационный и раздаточный материал (цифры, знаки, геометрические
фигуры),
картотека считалок, загадок математического содержания, логических задач и
упражнений по возрасту детей.
Условия реализации программы.
Необходимыми условиями успешной реализации Программы являются:
- организация особой предметно-развивающей среды в группе для прямого
действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в
процессе усвоения математического содержания,
- психологическая комфортность детей,
- учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые
оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения
доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ,
синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе
детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и
понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Мониторинг освоения детьми программного материала.
Диагностические материалы
ФИО 1.

Умение
выделять
и
выражать
в
речи признаки
сходства
и
различия
отдельных
предметов
и
совокупностей.
,

2. Умение

3.Умение
объединять находить
группы
части
предметов, целого и
целое по
известным
частям.

Умение
соотносить
цифру
с
количеством
предметов.

4.

5. Умение

располагать
предметы в
порядке
увеличения
и в порядке
их
уменьшения

Умение
узнавать
и
называть
квадрат, круг,
треугольник,
прямоугольник,
овал.
6.

Общие показатели развития детей:
произвольность и свобода поведения, выбора,
инициативность,
самостоятельность и ответственность,
способность к самооценке.
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется в ходе
непосредственных педагогических наблюдений.
Программно-методическое обеспечение .
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе.
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Изд-во Ювента М.,2014.
2.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Изд-во Ювента М.,2011.
3.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два –
ступенька…Рабочая тетрадь
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.01.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (8162) 62-17-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».