Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Детство» УТВЕРЖДЕНО: приказ от 30.05.2023 № 56 РАССМОТРЕНА на педагогическом совете протокол от 30.05.2023 № 4 Дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» Художественной направленности для детей 4-5 лет ознакомительный уровень Автор-составитель программы: воспитатель Караблева Ольга Анатольевна Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год Великий Новгород 2023 Пояснительная записка Программа «В гостях у сказки» направленность, ознакомительного уровня. имеет художественную «Программа разработана в соответствии с нормативными требованиями на основе: •Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; •Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27июля 2022 года № 629; •Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи; •Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые); с учетом: •Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий по ее реализации»; •Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; •Устава МАДОУ, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 22.07.0015 № 3091; Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развить речь и всесторонне развивать ребенка. Новизна программы заключается в том, что внимание педагогов концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. С помощью игровых моментов театрализованной деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какоголибо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают развить речь и всесторонне развивать ребенка, раскрепоститься. Поэтому занятия по театрализованной деятельности рекомендуется в большей мере тем деткам, которые испытывают затруднения в речи, чёткой и ясной дикции, развити артикуляционного аппарата, раскрепоститься избавиться от застенчивости, замкнутости. Научиться слушать и слышать, двигаться под музыку,слышать эмоциональное состояние и передавать его речью, жестами, мимикой понять характер героя, его образ. Педагог должен помочь показать каждому ребенку, что он может, и что такой вид деятельности приносит только радость само по себе, без достижения определенного результата. Актуальность программы определяется запросами родителей и потребностью детей в самореализации и проявлении индивидуальности в творчестве. Настоящая программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как театрализованная, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления и тд. Цель программы – создания условий для развития речи средствами театрального искусства. Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: расширять знания детей в области коммуникативного развития и театрального искусства; формировать интерес к театрально- игровой деятельности, умения выразительности, пластичности, грациозности и изящества в движении; активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковой культуре речи. Развивающие: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковой культуре речи; Развивать интонационный строй и умение вести диалогическую речь с героем и сверстниками. содействовать развитию памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; способствовать развитию раскрепощенности и проявлению творчества в движениях, элементам художественно-образных выразительных средств(интонация, мимика, жесты); содействовать развитию творческой активности детей и функциональному совершенствованию организма ребенка; Воспитательные: содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка; воспитывать интерес к видам театра (кукольный, музыкальный, театр зверей, театр на магнитах, тенивой театр, пальчиковый театр и др.) воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия; воспитывать желание самостоятельно видоизменять речь, жесты и движения, выражая свои чувства, эмоции и понимание сюжета. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4-5 лет года. Срок реализации программы – 1 год. На освоение программного материала обучения требуется 64 часа. Программа разделена на отдельные тематические части. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая цель, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития детей. Режим проведения занятий: два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет: 20 минут. Программой предусмотрена групповая форма проведения занятий. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. 3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. 6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения. Итогами реализации данной программы являются: открытые занятия, театрализованные представления для родителей воспитанников (декабрь и май). Содержание программы 1 —основы кукловождения. 2 — основы кукольного театра. 3 — основы актерского мастерства. 4 — основные принципы драматизации. 5 — самостоятельная театральная деятельность. 6 — театральная азбука. 7 — проведение праздников. 8 — проведение досугов и развлечений Календарный учебный график Наименование «В гостях у сказки» Продолжительнос ть обучения по программе сентябрь – май Всего 64 часа 1 полугодие с 15.09.2023 по 27.12.2023 (15 нед.) 2 полугодие с 13.01.2024 по 10.05.2024 (17 нед.) Общая: 32 недели Занятий в неделю 2 Занятий в месяц Дни в неделю Диагностичес кий период Начало, середина и 8 По утвержденно му расписанию конец учебного года. Учебный план 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Всего Теоретич еские часов занятия Беседа «Что такое театр» Игры на развитие речевого дыхания Театрализация сказок Занятие – игра Игровой тренинг Обыгрывание знакомых сказок. Сказки на выбор для обыгрывания Сказку расскажи. Стендовые театрализованные «Теремок», «Колобок». Отработка диалогов Техника речи Сказка «Волк и семеро разучивание Сказка «Волк и репетиции, показ итого семеро игры 6 4 5 3 4 2 5 4 4 6 6 козлят» козлят» 6 4 5 3 4 2 5 4 1 4 5 1 5 8 8 8 64 Практиче Промежуто ские чная занятия аттестация 8 8 Наблюдения, беседы с родителями Название темы 56 Содержание месяц мероприятие октябрь 1,2,3,4 Беседа с детьми "Что такое театр" 5-9. Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны куклыдекорации) цель оборудование Дать детям Иллюстрации представление о театре, театров познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам; Активизировать фланелеграф познавательный интерес к театру и театральным профессиям; (Демонстрация сказки «Под грибком» на фланелеграфе) . Ноябрь 1-4. Игры на развитие речевого дыхания. Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот». 5-9. Просмотр театральной постановки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» Декабрь 1-3 . Какое у тебя настроение. Занятие – игра «Солнышко и паровозик» 4-8. Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка». Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Развивать дикцию; Учить строить диалоги; Воспитывать терпение и выдержку; Развивать у детей интерес к сценическому творчеству; Активизировать познавательный интерес к театру; Разъяснить детям выражения "зрительская культура" Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, актер. Ширма, театр игрушек Побуждать детей Д\И «Настроение» экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) ; Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу; Развивать находчивость, воображение, Ширма, куклы Би-ба-бо, костюмы, шапочки. Январь 1-2.«В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок. 3-7. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», «Репка» на выбор воспитателя исходя из возможностей детей. фантазию; Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; Развивать подражательные навыки и фантазию; Показ сказки родителям на новогоднем утреннике. Развивать мелкую «Пальчиковый театр» моторику рук в сочетании с речью; Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук; Воспитывать партнерские отношения между детьми; Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; Воспитывать коммуникативные навыки общения; Учить сочетать речь с пластическими движениями; Картинки к сказке Побуждать участию в театральной игре. февраль 1-4. Сказку расскажи. Март Учить детей Ширма, маски принимать на себя роли сказочных героев; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным; Воспитывать чувство коллективного творчества. 5-8 . Стендовые театрализованные игры «Теремок», «Колобок». Учить детей Фланелеграф. внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных; Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому. 1-3 . Отработка диалогов. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; Развивать связную речь детей; Расширять образный строй речи; Воспитывать уверенность. Д/и «Волшебное зеркало» 4-8Техника речи. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Д/и «Волшебное зеркало» Воспитывать уверенность. Знакомство с музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад». Апрель Май 1- 3. Разучивани е слов песен сказки. Познакомить детей с новым видом сказки – музыкальной сказкой; Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; Воспитывать коммуникативные навыки общения; Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой; Развивать память, внимание детей; Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно. 4-8. Отработка диалогов. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; Развивать связную речь детей; Расширять образный строй речи; Воспитывать уверенность. 1-3. Репетиция. Определить готовность детей к показу сказки; Развивать в движениях чувство ритма, быстроту Ширма, маски реакции, координацию движений; Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. 4-5. Репетиция. 6. Показ сказки «Волк и семеро козлят» Определить Декорации, костюмы готовность детей к показу сказки; Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; Показать образы животных через пластические возможности своего тела; Развивать умение оправдывать свои действия; Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. Учить детей принимать на себя роли сказочных героев; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Развивать воображение и веру в сценический замысел; Поднять эмоциональный настрой детей и их родителей. Итого: 64 часа Требования к уровню подготовки. Должен уметь: -заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств; (интонацию, мимику, жест); - использовать в театрализованных играх образные игрушки; -Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, с инсценировками. Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске. Методы и средства оценки результативности программы Результативность программы оценивается с помощью анкет, наблюдений, бесед с родителями. Материально - техническое оснащение занятий: Столы - 7штук, Стулья - 20 штук, Стеллаж для хранения наглядного и демонстрационного материала - 2 штуки Литература 1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль,2002. 2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. 3.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. 4.Поляк Л.Театр сказок. СПб., 2001. 5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.